Диаграмма Исикавы
Причинно-следственная диаграмма Исикавы
Название “диаграмма Исикавы” имеет несколько интерпретаций. Например, диаграмма «рыбьей кости», причинно-следственная диаграмма, диаграмма анализа корневых причин. Все эти названия не меняют сути ее применения. Причинно-следственная диаграмма позволяет команде работать именно с “последствиями” проблемы и разрабатывать список возможных корневых причин этой проблемы. Основная цель применения диаграммы заключается в определении корреляции между факторами и последствиями проблемы.
Особенностью причинно-следственного анализа является то, что “последствия” не всегда являются “нежелательными”. То есть, с помощью диаграммы Исикавы можно анализировать желаемые результаты и искать корневые пути или истоки их достижения.
Каору Исикава, один из наиболее известных специалистов области управления качеством, в 1952 году он предложил использование причинно-следственной диаграммы. До сих пор его предложение остается актуальным и обозначенным в списке семи основных инструментов качества.
Цели и задачи диаграммы Исикавы
Целью применения диаграммы Исикавы является определение корневой причины обнаруженной проблемы. Более того, причинно-следственный анализ позволяет убедиться в том, ни одна из возможных потенциальных причин не была упущена из внимания. В результате данного анализа проводится разработка действий, направленных на исключение выявленных корневых причин или минимизация вероятности их образования.
Преимущества использования диаграммы
- диаграмма “рыбьей кости” по своей сути является структурированным инструментом “мозгового штурма” , применяемым для сбора большого количества идей и входных данных для анализа;
- диаграмма выделяет несколько категорий возможных корневых причин, что позволяет сосредоточится на всевозможных зонах возникновения этих причин, а не только на какой-то одной (например, только на материалах, оборудовании или сотрудниках);
- является стартом для этапа “Analyze” при применении инструмента решения проблем DMAIC.
Факторы диаграммы Исикавы
В мировой практике в целях экономии времени для определения факторов, влияющих на проблему, принято считать, что на любую проблему, возникшую с качеством продукции, работ или услуг, влияют 6 факторов. Эти факторы также получили название — факторы 6М (М – английское). Данные факторы следующие:
- Man – персонал, выполняющий работу;
- Machine – оборудование, используемое в процессе;
- Material – материалы, используемые в работе;
- Method – процедуры, процессы, рабочие инструкции, то есть методы выполнения операции;
- Measurement – измерения, проводимые в процесс, включая качественные и количественные проверки;
- Mother Nature – окружающая среда, в которой выполняется работа или деятельность, или которая влияет на деятельность.
Диаграмма Исикавы: структура и построение
Диаграмма Исикавы по своей структуре напоминает скелет рыбьей кости. В заглавие у нее обозначено последствие проблемы, причину которой необходимо выяснить. Именно поэтому диаграмму Исикавы так же называют диаграммой «рыбьей кости». Причины обсуждаемой проблемы дополняют данный скелет. Эти причины формируют полную картину о ситуации. Причем причины обозначают стрелкой, входящей в фактор проблемы. Далее для принятия решения о корневой причине применяют тактику «мозгового штурма».
При “мозговом штурме” команда, занимавшаяся проблемой, голосует за наиболее вероятную причину, повлекшую нежелательную ситуацию. Также, обнаружение корневой причины проблемы возможно путем выявления наиболее часто встречаемой причины, влияющей на несколько факторов. На рисунке диаграммы Исикавы как раз приведен пример шести стандартных факторов, влияющих на проблему.

Как построить диаграмму?
- Обозначьте проблему или предмет исследования настолько точно, насколько это позволяет. Запишите ее в головную часть “рыбьего скелета”.
- Определите факторы, которые влияют на данную проблему (6М).
- С помощью метода мозгового штурма определите для каждого из факторов более точные причины проблемы. Метод “5 почему” также применим для анализа.
- Оцените полученный результат диаграммы. Исключите причины, которые не релевантные для исследуемой проблемы.
- Обсудите полученный результат. Определите причины, которые наиболее важны для последующего анализа.
- Разработайте план для подтверждения того факта, что выявленные причины являются актуальными.
- Если причины действительно актуальные, то разработайте план действий по их устранению или сокращению влияния на проблему.
При использовании материалов статьи ознакомьтесь с Правилами