Диаграмма сходства
Диаграмма сходства: определение и применение
Диаграмма сходства (Affinity Diagram) является одним из семи новых инструментов управления качеством, а также применяется в методах мозгового штурма концепции Lean SixSigma.
Диаграмма сходства — это инструмент мозгового штурма, используемый для сбора большого количества вербальной информации от большой группы людей и распределения этой информации по идентичным категориям. В качестве вербальной информации имеются ввиду различные точки зрения, мнения, идеи, а также вопросы касаемо какой-либо обсуждаемой проблемы. Как правило, сбор информации осуществляется с помощью стикеров, которые клеятся на доску. Затем выделяются категории идей, стикеры перемещаются в эти категории, тем самым создаются колонны с разными группами идей.
Аффинити диаграмма позволяет творчески собрать большое количество идей или проблем с тем, чтобы после их группировки по подобным критериям, провести анализ и предложить решения по этим проблемам.
Пример диаграммы сходства

Диаграмма сходства: правила построения
- Соберите информацию в виде идей или предложений в ходе мозгового штурма. Методика проведения мозгового штурма подробно описана здесь. Если рассматриваются вопросы нужд клиента, то соберите эти пожелания из опросов или интервью, проведенных с клиентом.
- Напишите каждую идею (вопрос или пожелание) на отдельной карточке. Как правило, в качестве таких карточек используются обычные канцелярские стикеры. Обязательно: одна идея — один стикер!
- Расположите стикеры на доске рандомно, то есть без всякой группировки.
- Дайте задание команде МОЛЧА начать группировку карточек:
- Допускается несколько раз перемещать одну и ту же карточку. Если вы не можете согласиться с выбором коллеги в какую группу отнеси карточку, сделайте ее дубликат и поместите в другую группу.
- В этом процессе очень важна тишина. Не разрешайте команде начинать дискуссию во время распределения стикеров идей по группам, поскольку важно распределить именно мнение каждого человека.
- Когда все карточки размещены по колонкам, дайте название каждой колонке:
- Работайте по очереди с каждой колонкой.
- Попросите группу предложить ключевое название для этой колонки.
- Напишите название колонки на большом стикере и разместите его над колонкой.
- Закончите диаграмму и обсудите результаты:
- Как обнаруженный результат влияет на ваши действия?
- Если вы анализируете нужды клиенты, подумайте как их перевести в требования к продукции или услугам.