Доступность персонала

Доступность персонала — это один из ключевых показателей эффективности, используемый для планирования деятельности организации. 

Для чего необходима оценка показателя доступности персонала?

Данный показатель ответит на вопрос, в какой степени имеет организация проблемы, связанные с недоступностью работников на рабочем месте. Это особенно важно для производственных предприятий, поскольку доступность персонала непосредственно участвует в планировании производства. 

При получении производственного заказа, Вы не должны предполагать, что все сотрудники постоянно доступны на рабочих местах. Кто-то может быть в запланированном отпуске, а кто-то находиться на больничном. 

доступность персонала
Фото автора Daria Shevtso­vaPex­els

Работодатель должен принимать во внимание, что каждый сотрудник должен находится в ежегодном запланированном отпуске продолжительностью 28 календарных дней. Таким образом, доступность персонала уже никак не может быть 100%. Это первое, что необходимо учитывать при расчете доступности персонала. Во-вторых, необходимо принимать во внимание тот факт, что люди отсутствуют на рабочих местах по незапланированным обстоятельствам. Поскольку незапланированные обстоятельства заранее не известны, то в организации могут возникать соответствующие риски. 

Для того, чтобы управлять рисками по доступности персонала, необходимо отслеживать коэффициент доступности и применять его в работе при планировании выполнения производственных заказов. 

Как рассчитать доступность персонала?

Данные, необходимые для расчета.

Во-первых, данные по запланированным отпускам в компании имеются и доступны. Во-вторых, что касается данных по незапланированным отсутствием сотрудников (больничные, семейные обстоятельства и т.д.) — для расчета можно взять данные за прошедший период, например запрошлый месяц. 

Коэффициент доступности = Кол-во работников, которые фактически находились на рабочих местах/Кол-во работников, определенное по штатному расписанию

Рассмотри пример для расчета доступности работников в отделе производства. По штатному расписание в отделе производства работает 10 механиков, 30 операторов и 2 упаковщика, то есть всего 42 работника. Допустим, у двоих операторов был запланирован отпуск по 14 календарных дней. При этом в прошлом месяца 3 работника находились на больничном в течение 5 рабочих дней каждый. По производственному календарю определяем количество рабочих дней на планируемый месяц — например, 21 рабочий день. С учетом данных за прошедший период, считаем доступность на будущий период. 

Доступность персонала = (42 — 3 — 2)/(42) = 37/42 = 0,88

Несмотря на то, что имеются данные по запланированным отпускам, в знаменателе учитывается именно количество, определенное по штатному расписанию. 

Данный показатель необходимо оценивать для понимания общей картины доступности. Суть в том, что у Вас всегда кто-то будет отсутствовать и Вам необходимо понять среднюю доступность персонала, на которую Вы можете рассчитывать. Для удобства можно рассчитать среднегодовую доступность и использовать ее при планировании. 

Как рассчитать среднегодовую доступность персонала?

  1. Смотрим в производственном календаре годовое количество рабочих дней. Например, 220 рабочих дней. 
  2. Считаем количество дней, когда персонал должен был быть доступен на рабочих местах. Для этого, необходимо из общего годового количества рабочих дней вычесть запланированный период отпуска (28 дней) и умножить на количество сотрудников. 

Запланированная доступность персонала = (220 — 28) * 42 = 8064 дня.

  1. Считаем количество персонала, который был фактически доступен. Для этого, кроме запланированных отпусков необходимо вычесть незапланированные отсутствия работников (включая все больничные, прогулы, отгулы,обстоятельства и т.д.). Например, для всех сотрудников за год это составило 260 дней.

Фактическая доступность персонала = (220 — 28) *42 — 260 = 7804 дня.

Коэффициент доступности персонала = фактическая доступность/плановая доступность = 7804/8064 = 0,96

Таким образом, для планирования доступности персонала и работ в будущих периодах необходимо брать усредненный коэффициент. Период расчета определяется организацией, в зависимости от специфики и внутренних требований.

Показатели KPI для оценки персонала:

Читайте также по теме:

При использовании материалов сайта рекомендуем ознакомиться с Правилами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.