Доступность персонала
Доступность персонала — это один из ключевых показателей эффективности, используемый для планирования деятельности организации.
Для чего необходима оценка показателя доступности персонала?
Данный показатель ответит на вопрос, в какой степени имеет организация проблемы, связанные с недоступностью работников на рабочем месте. Это особенно важно для производственных предприятий, поскольку доступность персонала непосредственно участвует в планировании производства.
При получении производственного заказа, Вы не должны предполагать, что все сотрудники постоянно доступны на рабочих местах. Кто-то может быть в запланированном отпуске, а кто-то находиться на больничном.

Работодатель должен принимать во внимание, что каждый сотрудник должен находится в ежегодном запланированном отпуске продолжительностью 28 календарных дней. Таким образом, доступность персонала уже никак не может быть 100%. Это первое, что необходимо учитывать при расчете доступности персонала. Во-вторых, необходимо принимать во внимание тот факт, что люди отсутствуют на рабочих местах по незапланированным обстоятельствам. Поскольку незапланированные обстоятельства заранее не известны, то в организации могут возникать соответствующие риски.
Для того, чтобы управлять рисками по доступности персонала, необходимо отслеживать коэффициент доступности и применять его в работе при планировании выполнения производственных заказов.
Как рассчитать доступность персонала?
Данные, необходимые для расчета.
Во-первых, данные по запланированным отпускам в компании имеются и доступны. Во-вторых, что касается данных по незапланированным отсутствием сотрудников (больничные, семейные обстоятельства и т.д.) — для расчета можно взять данные за прошедший период, например запрошлый месяц.
Коэффициент доступности = Кол-во работников, которые фактически находились на рабочих местах/Кол-во работников, определенное по штатному расписанию
Рассмотри пример для расчета доступности работников в отделе производства. По штатному расписание в отделе производства работает 10 механиков, 30 операторов и 2 упаковщика, то есть всего 42 работника. Допустим, у двоих операторов был запланирован отпуск по 14 календарных дней. При этом в прошлом месяца 3 работника находились на больничном в течение 5 рабочих дней каждый. По производственному календарю определяем количество рабочих дней на планируемый месяц — например, 21 рабочий день. С учетом данных за прошедший период, считаем доступность на будущий период.
Доступность персонала = (42 — 3 — 2)/(42) = 37/42 = 0,88
Несмотря на то, что имеются данные по запланированным отпускам, в знаменателе учитывается именно количество, определенное по штатному расписанию.
Данный показатель необходимо оценивать для понимания общей картины доступности. Суть в том, что у Вас всегда кто-то будет отсутствовать и Вам необходимо понять среднюю доступность персонала, на которую Вы можете рассчитывать. Для удобства можно рассчитать среднегодовую доступность и использовать ее при планировании.
Как рассчитать среднегодовую доступность персонала?
- Смотрим в производственном календаре годовое количество рабочих дней. Например, 220 рабочих дней.
- Считаем количество дней, когда персонал должен был быть доступен на рабочих местах. Для этого, необходимо из общего годового количества рабочих дней вычесть запланированный период отпуска (28 дней) и умножить на количество сотрудников.
Запланированная доступность персонала = (220 — 28) * 42 = 8064 дня.
- Считаем количество персонала, который был фактически доступен. Для этого, кроме запланированных отпусков необходимо вычесть незапланированные отсутствия работников (включая все больничные, прогулы, отгулы,обстоятельства и т.д.). Например, для всех сотрудников за год это составило 260 дней.
Фактическая доступность персонала = (220 — 28) *42 — 260 = 7804 дня.
Коэффициент доступности персонала = фактическая доступность/плановая доступность = 7804/8064 = 0,96
Таким образом, для планирования доступности персонала и работ в будущих периодах необходимо брать усредненный коэффициент. Период расчета определяется организацией, в зависимости от специфики и внутренних требований.
Показатели KPI для оценки персонала:
- Вовлеченность персонала
- Лояльность персонала
- Удовлетворенность персонала
- Показатель длительности трудоустройства
- Повышение конкурентоспособности заработной платы
- Показатель текучести кадров
- Время закрытия вакансии
При использовании материалов сайта рекомендуем ознакомиться с Правилами