Кайдзен

Процесс непрерывного совершенствования — основа философии бережливого производства. 

Что такое кайдзен?

Кайдзен — с японского означает непрерывное совершенствование. Это слово обозначает процесс постепенных, но постоянных улучшений, позволяющий устранить любые потери, которые увеличивают затраты, не создавая добавленной ценности. Кайдзен учит эффективно работать в малых группах, решать проблемы, описывать и совершенствовать процессы, собирать и анализировать данные и работать в команде. 

На самом деле “кайдзен” означает “перемена к лучшему” и может относиться как к коренным переменам, так и к незначительным, пошаговым изменениям. Западные компании предпочитают делать ставку на инновации, которая позволяет совершить одномоментный переворот, а постоянное и постепенное совершенствование является их слабым местом. Именно поэтому при обучении западных компаний делается акцент на небольшие постепенные изменения или улучшения. 

Кайдзен предполагает, что решение или предложение должно исходить от рабочих. Более того, эта философия требует, чтобы внедрению любого решения предшествовали открытое обсуждение и достижение консенсуса. Кайдзен — это целая философия, которая предполагает стремление к совершенству и является основой бережливого производства. 

Как внедрить Кайдзен?

Как было сказано выше, кайдзен — это инструмент непрерывного улучшения. Несмотря на сложность слова, этот инструмент довольно прост для понимания и внедрения. При этом применить его можно в организации любого размера и направления бизнеса.

Когда необходимо использовать кайдзен:

  • когда очевидны и понятны границы проблемы/ограничения, которые можно устранить;
  • когда очевиден источник проблемы/ограничения;
  • когда риск внедрения минимален и не требуются значительные ресурсы/затраты;
  • когда требуется/возможен незамедлительный результат.

Для внедрения кайдзен не требуются значительные затраты или ресурсы. Ка правило, для успешного внедрения данного инструмента достаточно желания руководства организации и персонал. От намерений высшего руководства зависит, как результат, так и вовлеченность персонала. От персонала требуются смелые креативные идеи, которые влияют как на повседневную деятельность, так и на достижение поставленных целей.

Порядок внедрения кайдзен:

  1. Определить кросс-функциональную команду, роли и ответственность.
  2. Установить алгоритм сбора данных предложений об улучшениях. Например, это может быть централизованный адрес электронной почты и место заполнения бланков. Бланки могут содержать следующий данные: процесс/операция/процедура; описание предложения об улучшении; результат, который будет достигнут по результатам улучшений. 
  3. Провести ознакомление абсолютно всех сотрудников организации с концепцией постоянных улучшений. Разъяснить возможность предложения улучшений, которые сотрудники видят или предполагают. Также можно установить цели по количеству предложений, например 1–2 в месяц, или мотивационные предложения.
  4. Периодически проводить встречи, на которых будут рассматриваться все предложения об улучшениях и на которых будут приняты решения о внедрении тех или иных предложений. Периодичность встреч устанавливает кросс-функциональная команда. Как правило, такие встречи проводят ежемесячно или ежеквартально. 

В качестве рекомендации стоит отметить необходимость постоянной ротации лидера команды, с целью формирования у каждого участника понимания роли и функции лидера.

С целью структурированного подхода для принятия решений можно использовать матрицы возможностей

Ключевые рекомендации при внедрении и использовании кайдзен:

  1. Обязательно регистрировать все предложения, не терять информацию.
  2. Активная позиция всех лиц, в том числе и руководства.
  3. Сохранение и ознакомление персонала о результатах внедрения предложений об улучшениях.
Семинары по Кайдзен

Семинар по кайдзен представляет собой один из важнейших инструментов для внедрения мер по совершенствованию в любой организации. Семинар проходит в 3 этапа, каждый из которых мы рассмотрим ниже.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ СЕМИНАРУ ПО КАЙДЗЕН

Для подготовки к семинару необходимо выполнить 5 шагов, способствующих беспроблемному ходу мероприятия и позволяющих эффективно использовать время участников семинара.

  1. Четко определить круг вопросов. Определить исходную точку, с которой начинается процесс, и его конечный продукт, который поставляется потребителю.
  2. Поставить цели. Хозяин команды (или владелец процесса) ставит перед командой измеримые цели. Цели должны соответствовать общим целям организации. Как минимум должны быть поставлены конкретные задачи по сокращению времени выполнения заказа, повышению качества и снижению затрат. 
  3. Создать черновую карту текущего состояния процесса. Создайте группу из трех-четырех участников, которая составит предварительное описание существующего процесса, до кайдзен-семинара пройдя все его стадии, отметит время, необходимое для выполнения заданий, и время ожидания между операциями. Подробнее о составлении карты текущего состояния процесса читайте здесь.
  4. Собрать всю необходимую документацию. Занимаясь составлением предварительного описания текущего состояния процесса, следует собрать образцы всех бланков и документов, которые используются на каждом этапе. Также, следует подготовить описание всех процедур, на выполнение которых влияет данный процесс. 
  5. Вывесить предварительную карту текущего состояния на обозрение членов группы. Каждое задание в данном процессе оформляется на отдельном листе бумаге, затем крепится к большому листу бумаги и вывешивается на стену. Некоторые группы составляют перечень заданий на больших клейких листах. Между листами с отдельными заданиями следует оставить место для примечаний и поправок, которые будут вноситься в оде мероприятий. 

ВТОРОЙ ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО КАЙДЗЕН

Семинар начинается с оценки объема работ по процессу, который подлежит совершенствованию и рассмотрению поставленных целей. Ход типичного семинара по кайдзен представлен на рисунке. 

кайдзен

Стадия 1. Кто ваш потребитель? Определить нужды потребителя и выявить операции, которые ведут к удовлетворению этих нужд.

Стадия 2. Анализ текущего состояния. Физический обход процесса и выявления вопросов и предложений по его совершенствованию. 

Стадия 3. Разработка будущего состояния процесса. Собрать все предложения по совершенствованию и записать на клейких стикерах. Перейти к разработке концепции будущего процесса. Разработать показатели оценки процесса.

Стадия 4. Внедрение решений. Поделить участников на группы и начать внедрение. 

Стадия 5. Оценить — определить количественные показатели. Внедрить систему отслеживания показателей, назначить ответственного по показателям. 

ТРЕТИЙ ЭТАП: ПОСЛЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА — НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

После завершения семинара группа, отвечающая за продолжение проекта, продолжает преобразование процесса в соответствии с разработанной концепцией. Это часть цикла PDCA “проверяй — воздействуй”. Группа проводит еженедельные собрания, на которых:

  • Оценивает состояние открытых позиций плана реализации проекта.
  • Оценивает показатели процесса, чтобы обеспечить намеченное совершенствование.
  • Обсуждает дополнительные возможности совершенствования.
  • Продолжает совершенствовать процесс. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда ваш процесс стабилен, а неэффективная работа видна всем, вы имеете возможность учиться. Но поскольку обучение организации возможно только через людей, необходимым условием является стабильность кадрового состава, постепенное продвижение по службе и продуманная система преемственности, которые позволяют сохранить накопленные организацией знания.

Читайте также:

Семь видов потерь на производстве

Система 5S и визуальный контроль

Канбан и система вытягивания на производстве

Принципы ДАО Тойота

Поток единичных изделий на производстве

Карта потока создания ценности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять