Кружок качества
Что такое кружок качества?
Кружок качества (Quality Circle) или кружок контроля качества (КК) это небольшая группа рабочих, выполняющих примерно аналогичные обязанности, которые встречаются с некоторой периодичностью для того, чтобы выявлять, анализировать и решать проблемы, связанные с качеством работы. Как правило, такая группа может включать в себя от 3 до 12 человек. Кружки качества направлены, в первую очередь, на само и взаимное развитие сотрудников в рамках деятельности по контролю качества.
История развития
Первоначально кружки качества были описаны Эдвардом Демингом 1950‑х годах, когда он похвалил компанию Тойота как пример такой практики. В своих лекциях Деминг отметил, что американское руководство обычно возлагало на линейных менеджеров и инженеров около 85% ответсвенности за контроль качества, а на рабочих — около 15%. Деминг утверждал, что эти доли следует поменять местами. Он предлагал перепроектировать производственные процессы таким образом, чтобы более полно учитывать контроль качества и постоянно обучать всех сотрудников компании методам и технологиям статистического контроля.
Затем Японский профессор Каору Исикава официально выступил за создание кружка контроля качества, который был бы направлен на обучение сотрудников и способствовал бы повышению качества на рабочих местах в ходе реализации программы Тотального контроля качества. С 1962 года движение кружков качества координировал союз японских ученых (JUSE). К 1978 году в кружках качества участвовало уже более 10 млн японских ученых. К 90‑м годам кружки качества распространились по всему миру.
Интерес американских производителей к кружкам качества был вызван резким улучшением качества и экономической конкурентоспособности японских товаров в послевоенные годы. Акцент японских КК был направлен, в первую очередь, на предотвращение возникновения дефектов, а не на их отбраковку после завершения производственного процесса. Японские КК также пытались свести к минимуму брак и время простоя, возникающие в результате дефектов деталей и продукции — по сути это были предпосылки к внедрению бережливого производства.
Система кружков качества
Принципы кружков качества по сути просто перемещают контроль качества на более первичное место в производственном процессе. Кружок качества носит автономный характер, обычно возглавляется руководителем или старшим работником. Кружки качества формируются из сотрудников, работающих на одной операции. Участники КК встречаются через определенные периоды времени для обсуждения проблем качества рабочей операции и разработки решений по улучшению.

Сотрудники, участвующие в кружках качества, обычно проходят предварительное обучение методам решения проблем. Такие методы включают в себя мозговой штурм, анализ Парето, причинно-следственный анализ и т.д. Данные методы применяются к решению проблем рабочего процесса или общих проблем компании. После проведения анализа, кружок качества предоставляет свои выводы руководству, а затем реализует принятые решения.
Кружок качества служит средством, с помощью которого руководство может извлечь выгоду из более глубоких знаний рабочих о производственном процессе.