Маржинальность валовой прибыли Gross profit margin

Маржинальность валовой прибыли в отличие от рентабельности по чистой прибыли (доходности продаж), в которой учитывается все затраты, рассчитывается в разрезе себестоимости продукции. Себестоимость продукции в свою очередь учитывает затраты для производства. Более того, она позволяет учитывать затраты, связанные со сбытом продукции.

Таким образом, Gross prof­it mar­gin позволяет оценить производственную эффективность. Например, маржинальность валовой прибыли в 20% говорит о том, что компания из 100 заработанных рублей 80 потратила на прямые затраты для производства продукции. Другими словами, маржинальность валовой прибыли говорит нам о доле выручки, которая у нас остается после вычета себестоимости продукции, и которая доступна для покрытия оставшихся затрат. Поэтому, значение Gross prof­it mar­gin должно быть существенно выше доходности продаж.

Высокий показатель Gross Prof­it Mar­gin означает получение разумной прибыли в конченом счете при должном контроле за остальными затратами. И наоборот, низкая маржинальность валовой прибыли сигнализирует о высоких производственных затратах и низкой производственной эффективности соответственно.

Для высшего руководства и владельца бизнеса важно отслеживать, как значение маржинальности валовой прибыли, так и ее изменение в течение времени. Более того, следует оценивать данный показатель для различных производственных линеек с целью анализа производственной эффективности каждой из них.

Расчет маржинальности валовой прибыли

Данные для расчеты доступны из бухгалтерской книги.

Формула маржинальности валовой прибыли

Gross prof­it mar­gin следует отслеживать на ежемесячной основе, и оценивать ее изменение с результатами предшествующего периода. 

Целевое значение показателя маржинальности валовой прибыли может очень сильно варьироваться от отрасли. В каких-то отраслях оно может быть 40%, а в других достигать, например 70%. На биржевых платформах можно попробовать найти данные конкретных компаний и сравнить свой результат с другими общедоступными по рынку. Тем не менее, в течение времени значение маржинальности валовой прибыли не должно сильно колебаться от периода к периоду, если, конечно, всей индустрии не характерна волатильность.

Как уже отмечалось ранее для анализа различных продуктовых групп полезно рассчитывать маржинальность валовой прибыли по отдельности для каждой – это даст почву для более глубокого дальнейшего анализа. Так же не стоит путать маржинальность валовой прибыли с наценкой. 

Рассмотрим разницу на примере. Допустим выручка компании за отчетный период составила 1.000.000 рублей, а себестоимость продукции была 300.000 рублей. Таким образом, используя формулу для расчета, указанную выше получаем значение маржинальности валовой прибыли (1.000.000 – 300.000)/1.000.000 = 70%. Наценка на продукцию в данном примере для получения соответствующей выручки при указанной себестоимости должна быть 233%, т.е. (1.000.000 – 300.000)/300.000. Соответственно, если для бизнеса предпочтительна маржинальность валовой прибыли 70%, наценка на продукцию должна быть в районе 233%. Поэтому никогда не стоит путать и полагать, что если наценка будет Х%, то маржинальность валовой прибыли будет зеркальной в Х%.

При использовании материалов сайта просим вас ознакомиться с Правилами.

Также читайте по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.