Маржинальность валовой прибыли

Коэффициенты рентабельности продаж

Показатели оценки эффективности инвестиций дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления, в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов. Однако чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно, рассчитывают три показателя рентабельности продаж: норма валовой прибыли или маржинальность валовой прибыли (GMP); норма операционной прибыли или операционная рентабельность реализованной продукции (OPM); норма чистой прибыли или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).

Маржинальность валовой прибыли

Маржинальность валовой прибыли (Gross Prof­it Mar­gin, GPM) — это коэффициент, который показывает эффективность продаж компании на основе эффективности ее производственного процесса. Является одним из основных финансовых показателей деятельности компании.

Gross Prof­it Mar­gin отличие от рентабельности по чистой прибыли (Net Prof­it Mar­gin), в которой учитывается все затраты, рассчитывается в разрезе себестоимости продукции. Себестоимость продукции, в свою очередь, учитывает затраты для производства и позволяет учитывать затраты, связанные со сбытом продукции.

Валовая прибыль — это прибыль, которую получает компания после вычета всех затрат, связанных с предоставлением ее услуг.

Анализ маржинальности валовой прибыли

Маржинальность валовой прибыли позволяет оценить производственную эффективность. Например, маржинальность в 20% говорит о том, что компания из 100 заработанных рублей 80 потратила на прямые затраты для производства продукции. Другими словами, маржинальность валовой прибыли говорит нам о доле выручки, которая у нас остается после вычета себестоимости продукции, и которая доступна для покрытия оставшихся затрат. Поэтому, значение Gross prof­it mar­gin должно быть существенно выше доходности продаж.

Высокий показатель Gross Prof­it Mar­gin означает получение разумной прибыли в конченом счете при должном контроле за остальными затратами. И наоборот, низкая маржинальность валовой прибыли сигнализирует о высоких производственных затратах и низкой производственной эффективности соответственно.

Для высшего руководства и владельца бизнеса важно отслеживать, как значение маржинальности валовой прибыли, так и ее изменение в течение времени. Более того, следует оценивать данный показатель для различных производственных линеек с целью анализа производственной эффективности каждой из них.

Формула маржинальности валовой прибыли

маржинальность валовой прибыли

При определении себестоимости реализованной продукции существенную роль играет учет амортизационных отчислений производственного назначения, при этом возможны два варианта расчета. 

  1. Согласно первому варианту, амортизационные отчисления привязываются к продукции и рассматриваются как элемент себестоимости, а потому в числителе показателя GMP берется значение валовой прибыли. 
  2. По второму варианту амортизационные отчисления не связываются с продукцией, а трактуются как расходы периода, то есть они в полном объеме относятся к постоянным операционным расходам и списываются непосредственно в дебет счета “Прибыли и убытки”; в этом случае расчет рентабельности валовой прибыли осуществляется через показатель EBITDA.

Gross prof­it mar­gin следует отслеживать на ежемесячной основе, и оценивать ее изменение с результатами предшествующего периода. 

Пример расчета маржинальности валовой прибыли 

По своей сути маржинальность валовой прибыли отражает разницу между общими продажами и стоимостью этих продаж. Например, если сумма общих продаж составила 1000$, а стоимость продаж составила 300$, то маржинальность валовой прибыли будет составлять 300$. GPM может выражаться как в денежных единицах, так и в процентах. Для данного примера, показатель маржи составит 70%.

Целевые значения

Целевое значение показателя маржинальности валовой прибыли может очень сильно варьироваться от отрасли. В каких-то отраслях оно может быть 40%, а в других достигать, например 70%. На биржевых платформах можно попробовать найти данные конкретных компаний и сравнить свой результат с другими общедоступными по рынку. Тем не менее, в течение времени значение маржинальности валовой прибыли не должно сильно колебаться от периода к периоду, если, конечно для всей индустрии не характерна волатильность.

Разница с наценкой

Как уже отмечалось ранее для анализа различных продуктовых групп полезно рассчитывать маржинальность валовой прибыли по отдельности для каждой – это даст почву для более глубокого дальнейшего анализа. Так же не стоит путать маржинальность валовой прибыли с наценкой. 

Рассмотрим разницу на примере. Допустим выручка компании за отчетный период составила 1.000.000 рублей, а себестоимость продукции была 300.000 рублей. Таким образом, используя формулу для расчета, указанную выше получаем значение маржинальности валовой прибыли (1.000.000 – 300.000)/1.000.000 = 70%. Наценка на продукцию в данном примере для получения соответствующей выручки при указанной себестоимости должна быть 233%, т.е. (1.000.000 – 300.000)/300.000. Соответственно, если для бизнеса предпочтительна маржинальность валовой прибыли 70%, наценка на продукцию должна быть в районе 233%. Поэтому никогда не стоит путать и полагать, что если наценка будет Х%, то маржинальность валовой прибыли будет зеркальной в Х%.

При использовании материалов сайта просим вас ознакомиться с Правилами.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять