Метод мозгового штурма

Мозговой штурм

Организации, основанные на концепции управления Six Sig­ma, используют различные системы и методы для анализа процессов и решения проблем. И здесь как раз имеет место быть креативному и нестандартному мышлению, поскольку именно новые идеи раздвигают существующие границы и открывают новые перспективы в текущей работе. Одним из распространённых инструментов концепции Six Sig­ma является метод “мозгового штурма”, который является базой для поиска и генерации нестандартных и креативных идей за самый минимальный срок.

Остерегайтесь комментариев вроде: “У этой проблемы есть только одно решение”. У каждой проблемы всегда есть больше одного решения.

Мозговой штурм помогает всесторонней оценке. Результативность мозгового штурма серьезно снижается, если предварительно проблема не была тщательно проанализирована, а процесс оценки решений и отбора оптимального варианта не вполне проработан. 

Правила мозгового штурма

  1. Прояснить четкую цель или задачу мозгового штурма. Пока все участники штурма не будут иметь понимание целей и задач, идеи будут поступать беспорядочно. Здесь также важно количество, а не качество. Важно установить количество идей. Например, “давайте предложим 30 идей за 5 минут”. Такой подход повысит шансы на большее количество идей, что хорошо скажется на достижении прорыва в решении поставленной задачи. 
  2. Слушайте других и стройте идеи вместе с другими участниками. Специалисты по мозговому штурму должны уделять внимание идеям всех участников, и ни в коем случае не отвергать идеи во время сессии штурма. Возможно, идея одного участника станет основой для необходимой идеи в другом мозгу — здесь важны абсолютно все идеи и предложения. 
  3. Не осуждайте, не критикуйте и не комментируйте идеи других участников. Это наиболее важный ключ к успеху данной методики. Если зациклиться на обсуждении одной идеи, то новые идеи могут не попасть на повестку дня. 
  4. Избегайте самокритику. Самые коварные мысли, осуждающие вашу идею находятся только в вашей голове! Запомните важное правило: даже самая глупая идея может стать ключевой для другого мозга и дать основу для гениальной идеи! 

В компании Toy­ota с помощью метода мозгового штурма собрали воедино все особенности концепции модели будущего автомобиля Toy­ota Prius.

метод мозгового штурма
Фото автора faux­elsPex­els

Порядок проведения мозгового штурма

  1. Соберите группу людей, участвующих в мозговом штурме. 
  2. Пересмотрите, точно ли определена поставленная проблема или решаемая задача. 
  3. Проясните команде суть и цели решаемой проблемы или задачи. При необходимости предоставьте всю важную задачу, чтобы всем был понятен решаемый вопрос.
  4. Дайте несколько минут тишины, чтобы каждый мог подумать о проблеме и записать свои идеи:
    • для простоты дальнейшего сбора и консолидации информации, дайте указания группе записывать свои идеи на стикеры или небольшие листы бумаги;
    • поощряйте креативность и фантазию — ни одна идея не может быть бесполезной для мозгового штурма.
  5. После того, как все закончат писать идеи — соберите их:
    • каждый по кругу высказывает по одной идее (либо каждый может высказать сразу все свои идеи).
    • уделите внимание каждой идее. 
      1. если они написаны на стикерах, соберите их и наклейке на доску;
      2. если каждый высказывается вслух, можно записывать идеи на доску, где все могут их видеть;
      3. если метод мозгового штурма проводится для анализа коренных причины (например, для DMAIC), то стикеры с идеями лучше сразу помещать на причинно-следственные диаграммы. 
    • Не начинайте обсуждать идеи до тех пор, пока они все не будут собраны. Допускаются только поясняющие вопросы.
    • Группа участников может записывать вновь возникающие идеи в ходе проведения мозгового штурма и передавать их на доску (или озвучивать). 
    • Круговой сбор идей должен продолжаться до тех пор, пока они не закончатся. 
  6. Распределите похожие идеи или решению по группам. 

Анализ решений, полученных в ходе мозгового штурма

Полученные в ходе мозгового штурма идеи необходимо оценить с учетом критериев простоты, затрат, контроля и возможности быстрого внедрения. Это позволит реализовать самые быстрые и экономичные решения. При анализе полученных решений также необходимо исключить идеи, которые не представляют собой результативных контрмер. 

Решение копеечной проблемы не должно стоить рубль. Простые и дешевые решения хороши тем, что представляют собой экономичный способ устранения причин небольших проблем (каковых обычно множество). Это повышает рентабельность инвестированного капитала. Лучше потратить 5 копеек на проблему, которая стоит рубль.

Методика мозгового штурма может принести множество трудноосуществимых идей. И это нормально, поскольку данный инструмент основан на принципе, что плохих идей быть не может, а оценку самих идей можно выполнить лишь после завершения сессии мозгового штурма. Однако, следует провести анализ решений, для того чтобы оставить только жизнеспособные решения. Для этого предлагается ответить на ряд вопросов, позволяющих понять, насколько полученные решения соответствуют критериям, например:

  • эффективно ли данное решение в качестве контрмеры?
  • какие полномочия необходимы для внедрения данного решения?
  • как быстро можно внедрить данное решение?
  • какие необходимы затраты на внедрение данного решения?
  • насколько просто внедрить данное решение?

Применение данных критериев для анализа решений позволяет значительно сократить список предложенных решений и оставить только самые эффективные. Если при оставшихся двух-трех решениях вы не можете достичь согласия, какую из них внедрить, то рекомендуется опробовать все три (хотя бы в пилотном варианте, если это возможно). Однако, перед внедрением решения необходимо убедиться в его результативности (насколько это возможно). Для этого необходимо поставить эксперимент или попробовать смоделировать реальную ситуацию с внедренным решением. Рассмотрим пример ниже. 

Решения, которые требуют принятия дополнительных мер впоследствии или предполагают участие третьих лиц, задерживают получение выгоды. Нередко проходит несколько недель, прежде чем дело доводится до конца. Всегда нацеливайте ответственного за внедрение решения на немедленное возможное улучшение, пока фундаментальное решение еще обсуждается. 

Например, имеем проблему: “Лишняя ходьба из-за неправильной планировки рабочей зоны оператора в цеху ” . Одно из принятых решений — изменить планировку рабочей зоны. В этом случае можно привлечь участника команды мозгового штурма и попросить его подавать оператору материалы из другого места — как будто перепланировка уже выполнена. Таким образом моделируется реальная ситуация. Но проверив все возможные места подачи материала, вы найдете наиболее удобную планировку с точки зрения сокращения потерь. И только после этого можно будет внедрять принятое и самое наилучшее решение по изменению планировки в рабочей зоне. 


ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА:

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

LEAN PRODUCTION

KEY PERFOMANCE INDICATORS