Относительная доля рынка

Показатель относительная доля рынка

Относительная доля рынка (Rel­a­tive Mar­ket Share) — это показатель, который по сути отражает долю рынка какой-либо компании или бренда относительно доли рынка ее ведущего конкурента, и таким образом, измеряет истинную рыночную силу и возможности для улучшения. Однако в этом показателе очень важно слово “относительная” и вот почему.

Например, компания А в своей отрасли занимает долю рынка 35%, что является довольно хорошим показателем. Конкуренты компании А занимают остальные 65% и составляют 5 ведущих компаний. То есть каждая из них занимает примерно 10% рынка, что делает компанию А несомненно лидером в своей отрасли. 

Однако, если в данной отрасли к примеру не 6 основных брендов, а 3 — компании А, B, C с долями 35%, 40% и 25% соответсвенно — то доля компании А в 35% не является уже такой привлекательной. Компания А в данном случае будет уже вторым игроком на рынке. Вот почему не существует никаких отраслевых цифр по относительной доле рынка, которые учитывали бы все сектора или отрасли — такие цифры попросту не имеют смысла. 

Относительная и абсолютная доля рынка

Расчет показателя относительная доля рынка позволяет менеджерам сравнивать относительные позиции своей компании на разных товарных рынках. То есть это сравнение происходит именно в отношении самых мощных брендов рынка. Что касается абсолютной доли рынка, то она указывает на общее положение компании на рынке по сравнению со всеми игроками рынка. Абсолютная доля рынка особенно важна для инвесторов, поскольку она позволяет спрогнозировать доход, который можно получить. 

Матрица относительной доли роста рынка 

В качестве показателя эффективности относительная доля рынка стала популярной благодаря исследованиям, которые показали, что основные игроки на рынке, как правило, более прибыльны, чем их конкуренты. Это утверждение весьма справедливо, поскольку чем выше занимаемая доля рынка, тем больше денежных средств будет сгенерировано. По результатам матрицы, представленной консалтинговой компанией Boston Con­sult­ing Group, предполагается, что прибыль компании будет расти тем быстрее, чем выше доля рынка. 

Матрица относительной доли роста — это структура управления портфелем, которая помогает компаниям решить, как расставить приоритеты для своего бизнеса. Каждый квадрант матрицы имеет уникальный символ, который представляет определенную степень прибыльности: Stars, Ques­tion, Cash, Pets. Распределяя бизнесы по одной из этих четырех категорий, руководители могут решить, где сосредоточить свои ресурсы и капитал для получения максимальной ценности, а также где сократить свои убытки. 

Матрица показывает два фактора, которые компании должны учитывать при принятии решения о том, куда вкладывать средства — конкурентоспособность компании и рыночная привлекательность — с относительной долей рынка и темпами роста рынка, лежащими в основе этих факторов. 

Каждый из четырех квадрантов представляет собой определенную комбинацию комбинацию относительной доли рынка и роста:

  1. Низкий рост, высокая доля (квадрант Cash cow) — компаниям следует доить этих “дойных коров”, чтобы получить деньги для реинвестирования.
  2. Высокий рост, высокая доля (квадрант Star) — компании должны вкладывать значительные средства в этих “звезд”, поскольку у них большой потенциал в будущем. 
  3. Высокий рост, низкая доля (квадрант Ques­tion mark) — компании должны вкладывать средства в эти “вопросительные знаки” или отказываться от них, в зависимости от их шансов стать “звездами”.
  4. Низкая доля, низкий рост (квадрант Pet) — компании должны ликвидировать, продать или изменить положение этих “домашних животных” . 

Формула относительной доли рынка

Пример расчета

Для расчета относительной доли рынка в таблице представлены результаты деятельности основных компаний отрасли. 

Например, компания С хочет узнать относительную долю рынка своей компании в сравнении с крупнейшим конкурентом. Для расчета можно использовать как проданный товар, так и выручку. Компания С продала 7,5 млн. штук товара, а крупнейший игрок отрасли — компания А — продала 25 млн. штук товара. Для расчета разделим количество товара компании С на количество проданного товара компании А: 7,5/25 = 0,3. Такое же значение мы получим, если сначала рассчитаем долю рынка для каждой компании, а потом разделим долю рынка компании С на долю рынка компании А. 

Если необходимо рассчитать относительную долю рынка крупнейшего бренда, то это делается в сравнении с крупнейшим конкурентом. То есть в данном случае компания А рассчитывается в сравнении с компанией В и результат будет больше единицы. Только самый крупный игрок будет иметь значение относительной доли больше единицы. 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять