План контроля качества

Назначение плана контроля качества

План контроля качества также как и оценку рисков (FMEA) рекомендуется применять в целях обеспечения качества выпускаемой продукции, что особенно актуально для производственных операций. План качества предлагается к использованию международным стандартом ISO 10005 QMS — Guide­lines for qual­i­ty plans, как один из самых эффективных инструментов управления производственным процессом. 

План контроля качества или план качества (Process Con­trol Plan (PCP), Con­trol Plan, Qual­i­ty Plan) — это спецификация или документ, определяющий действия , ответственность и соответствующие ресурсы, которые должны применяться в отношении конкретного объекта. План качества разрабатывается на основе проведенного анализа рисков и последствий отказов и по своей структуре и содержанию является следствием документа FMEA, а также требований заказчика. Целью применения плана качества является документально определить кем и когда будут применяться процессы, процедуры и необходимые ресурсы для достижения требований, предъявляемых к проекту, продукту, услуге, процессу или контракту. 

Таким образом, план контроля качества является непосредственно процессом планирования качества и отражает последовательность выполняемых действий с точки зрения обеспечения достижения установленных требований. Именно поэтому данный инструмент является очень важным элементом управления качеством как системой в целом. Более того, стоит отметить, что для заказчиков план качества является подтверждением того, что организация отслеживает и контролирует требования, определенные к продукции.

Риск-ориентированное мышление подразумевает применение систематического подхода к рассмотрению рисков таким образом, чтобы риски были понятными и надлежаще управлялись. Применение риск-ориентированного мышления к разработке и использованию планов качества позволяет организации определять важность определенных вопросов и предпринимать надлежащие действия для управления рисками и возможностями.

Структура плана контроля качества

В планах качества отражаются все необходимые характеристики продукции и параметры процесса, которые необходимо контролировать для достижения требований, установленных для продукции. Документ план качества включает в себя следующую информацию:

  1. Общие сведения, такие как редакция документа, дата ввода в действие, наименование процесса, продукт и т.д.
  2. Шаги процесса — необходимы как для структурирования и последовательности выполнения действий, так и для определения момента для начала выполнения действий.
  3. Оборудование и инструмент, используемые при выполнении данного шага.
  4. Параметр процесса — это параметр, который необходимо проверить/проконтролировать.
  5. Характеристика продукции, зависящая от указанного ранее параметра или которую необходимо проверить/проконтролировать.
  6. Спецификация — требование, представляемое к данной характеристике продукции, параметры процесса.
  7. Процедура — каким образом выполняется проверка или что необходимо сделать для проверки.
  8. Частота — когда выполняется данная проверка.
  9. Выборка — указывается применяемая выборка и тип проверки.
  10. Критерий приемки — это критерий для определения, выполняется данное требование или нет.
  11. Ответственный — должностное лицо, ответственное за выполнение данной проверки.
  12. Отметка о выполнении — регистрация подтверждающая проведение проверки данного действия.
  13. Действие, в случае отклонения — что необходимо выполнить в случае, если данное требование не выполнилось. 
план контроля качества
Шаблон документа План контроля качества

Применение

Существует ряд ситуаций, при которых использование плана контроля качества является весьма полезным и необходимым:

  1. Для демонстрации того, каким образом система менеджмента качества организации применима к данной ситуации.
  2. Для обеспечения соответствия требованиям потребителей, заинтересованных сторон и внутренним требованиям организации.
  3. При разработке и валидации новой продукции или услуг, а также процессов.
  4. Для демонстрации внутри организации и за ее пределами выполнения требований.
  5. Организации и управления деятельностью по выполнению требований и целей в области качества.
  6. Оптимизации использования ресурсов в соответствии с целями в области качества.
  7. Снижения риска невыполнения требований.

Подписывайтесь на наши каналы в социальных сетях: