Показатель роста выручки
Revenue Growth Rate
Показатель роста выручки, также известный как Revenue Growth Rate — это показатель того, насколько хорошо компания может увеличивать свои доходы от продаж продукции или услуг за определенный период времени. Рост выручки крайне важно отслеживать для понимания развития бизнеса. Это очевидно, поскольку главной целью коммерческой организации является получение прибыли. Соответственно, одним из основных факторов для оценки коммерческой деятельности организации и планирования шагов в перспективе является оценка роста выручки.
Понятие “Выручка”
Выручка — (revenue, sales) — это доходы, полученные от обычных видов деятельности, таких как продажа продукции или оказание услуг, предусмотренных уставными документами. Выручка является частью совокупных доходов, которые помимо поступлений от обычной деятельности, могут включать прочие поступления — операционные и внереализационные доходы (полученные штрафы, доход от продажи оборудования, поступления от сдачи активов в аренду и т.д.)
Показатель чистой выручки
На практике широкое распространение получил финансовый показатель чистой выручки (net sales, net profit ), который измеряет выручку от продаж, за вычетом косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы и другие аналогичные обязательные платежи).
Ключевые функции показателя чистой выручки:
- Показатель чистой выручки дает реальную оценку деятельности компании.
Например, акцизами облагаются специальные группы товаров, продажа которых не поощряется (самый известная группа — алкоголь) или ресурсозатраты на производство которых несоразмерно малы с потенциально получаемой высокой выручкой (например, ювелирные изделия).
Получается, что производство и продажа подакцизных товаров дает аномально высокие валовые доходы, не отражающие собственно эффективность работы компании. Устанавливая, высокую ставку акциза, государство изымает часть валовой выручки для последующего использования на общегосударственные и социальные нужды.
- Показатель чистой выручки отражает фактический валовый доход.
Как правило, компании предлагают клиентам скидки — за ускоренную оплату, за покупку крупной партии, за регулярность покупок и т.д. Сознательно уменьшая потенциальную выручку, компания выигрывает в другом — на ускорении оборачиваемости товара, стабильности продаж и т.д.
Таким образом, в данном случае показатель чистой выручки отражает валовый доход организации, в отличие от потенциально возможного валового дохода, который мог бы иметь место, если бы подобные скидки не предоставлялись.
Показатель роста выручки
Показатель роста выручки один из первых финансовых показателей, которым будут интересоваться потенциальные инвесторы. Даже если прибыль организации нестабильна, но компания демонстрирует стабильный рост выручки — это будет говорить о ее привлекательности и потенциале развития.
Расчет показателя роста выручки
Показатель роста выручки по сути просто сравнивает текущие показатели продаж (общий доход) с предыдущим периодом. Сравнительную оценку показателя рекомендуется проводить ежеквартально и ежегодно.

Например, если компания А в четвертом квартале 2020 года сгенерировала прибыль в размере 90 млн. рублей, а в третьем квартале этого же года — 80 млн. рублей, то показатель роста выручки составит 12%. Если в четвертом квартале 2021 года компания получит прибыль в размере 115 млн. рублей, то годовой рост выручки составит 27%.
Показатель роста выручки наравне с другими финансовыми показателями, позволяет провести всестороннюю экономическую оценку бизнеса и сложить представление о финансовой составляющей. Для стартапов и в случае выхода на новые рынки для бизнеса характерно уделять больше внимания именно росту выручки, чем самой прибыли, поскольку именно выручка и ее рост обеспечивают ее дальнейшее развитие и эффективное управление затратами.