Показатель чистой прибыли Net Profit
Сущность чистой прибыли
Показатель чистой прибыли (Net Profit) - это самый важный финансовый показатель эффективности для любой коммерческой организации. Наибольшей интерес вызывает у собственников бизнеса, поскольку является конечным финансовым результатом, численно отражающим прирост капитала собственников за отчетный период. При этом не имеет значение размер организации, отрасль ее деятельности или длительность работы на рынке. Очевидной целью любого бизнеса является получение финансового вознаграждения за производимую продукцию или оказываемые услуги.
Показатель чистой прибыли или Net Profit предоставит вам ответ на вопрос – остаются ли финансовые средства после вычета всех затрат на ведение бизнеса. Оставшиеся финансовые средства можно использовать, например, для инвестирования в расширение бизнеса.
С формальных позиций чистую прибыль можно определить как прирост капитала собственников по данным учета, распределение которого (прироста) находится в компетенции собственников данного предприятия, за исключением некоторых ограничений для ряда организационно-правовых форм.
В любом случае, анализировать показатель чистой прибыли крайне важно на постоянной основе. Это важно как для высшего руководства, так и для действующих или потенциальных инвесторов. Вы должны понимать, что даже если компания имеет высокий уровень продаж, но не генерирует прибыль – это один из первых сигналов о проблемах в организации.
Управляемость чистой прибылью
Определенная свобода в выборе оценок статьи “Затраты”, принимаемых во внимание при исчислении прибыли, обусловливает достаточно высокую динамичность этого показателя. Допустим, мы приобрели и капитализировали некоторый актив (станок, оборудование). По истечении отёчного периода какая-то величина капитализированных ресурсов будет отнесена на затраты и сформирована прибыль (за отчетный период).
Становится очевидно, что задавая то или иное распределение списания единовременных расходов на затраты по смежным периодам, можно управлять величиной прибыли в этих периодах. Это достигается путем применения различных схем амортизации о оценки запасов, списываемых на себестоимость. Таким образом, прибылью можно управлять.
Здесь также необходимо упомянуть о проблеме соотнесения прибыли в долго- и краткосрочном аспектах. Здесь имеется ввиду в основном, позиция фирмы и ее собственников в отношении дивидендной или инвестиционной политик — пустить всю текущую прибыль на выплаты дивидендов или реинвестировать ее в проекты компании с целью получения более высокого суммарного дохода. Или использовать текущую прибыль на расширение действующих мощностей (с невысокой, но стабильной рентабельностью) или вложить ее в рисковые инвестиции. Универсальной рекомендации здесь нет, но собственники бизнеса, как правило, ориентируются на получение прибыли в долгосрочном аспекте.
Как слишком высокий налог убивает налог, так чрезмерная погоня за сегодняшней прибылью наносит вред прибыли завтрашней.
М. Альбер
Прибыль, показанная в отчетности — это всегда творение бухгалтеров и топ-менеджеров компании. Не случайно представителями англо-американской бухгалтерской школы при разработке теории бухгалтерского учета в контексте агентской теории было введено понятие креативного учета, в контексте которого обсуждается и проблема достоверности конечного финансового результата.
Формула расчета чистой прибыли
Чистая прибыль рассчитывается как разница между полученной за отчетный период выручкой и затратами, связанными с производством продукции или предоставлением услуг. Источник данных для расчета чистой прибыли доступен в соответствующих статьях главной бухгалтерской книги.

Чистая прибыль в финансовой отчётности

Как часто отслеживать показатель чистой прибыли Net Profit?
Показатель Net Profit, как правило, отслеживают на ежемесячной основе. Так же будет полезно оценивать данные за квартал и за год. Очень важно сравнивать результат показателей чистой прибыли за аналогичный период прошлого года или квартала, и анализировать причины отклонения.
Net Profit позволит вам проанализировать следующие вопросы:
- Является ли бизнес прибыльным?
- Используются ли активы компании результативно?
- Есть ли у бизнеса ценность для инвесторов?
- Есть ли у компании потенциал для выживания в случае турбулентности рынка или потенциал для роста?
Исключительно один показатель чистой прибыли не даст вам полной картины ни текущего положения дел бизнеса, ни его потенциала. Данный показатель необходимо рассматривать в тесной связке с другими финансовыми и операционными показателями эффективности.
Так же стоит отметить, что данные по прибыли могут варьироваться от отрасли, в которой работает организация и от ее объема. Однако, очевидно, что при прочих равных условиях, чем выше результат, тем это лучше для перспективы бизнеса.