Политика в области качества
Что такое политика в области качества? В чем ее суть? Для чего она нужна? В этой статье мы разберем не только данные вопросы, но и приведем несколько примеров.
Что такое политика в области качества?
Политика в области качества — это основополагающий документ любой организации, в котором руководство обозначает:
- Цель и стратегическое направление компании;
- Свою ответственность за деятельность компании;
- Область действия системы менеджмента качества;
- Обязательства соответствовать применимым требованиям к продукции или услугам;
- Обязательства постоянно совершенствовать систему менеджмента качества организации.
Суть политики в области качества фактически сводится к ответственности и обязательствам руководства организации перед заказчиками, партнерами, поставщиками и сотрудниками.
С политикой в области качества должны быть ознакомлены все сотрудники, она должна быть доступна для всех заинтересованных сторон, например выложена на сайте. С точки зрения соответствия требованиям стандарта ISO 9001, политика в области качества это фундаментальная основа системы менеджмента качества.
Политика в области качества применима абсолютно для любой организации безотносительно ее объемов, и необходима в первую очередь руководству и сотрудникам, а не для формального соответствия требованиям стандарта ISO 9001. Более того, политика в области качества выступает инструментом для определения целей в области качества, которые мы рассмотрим в отдельной статье.
Содержание политики:
По содержанию при разработке политики в области качества следует уделить внимание следующим нюансам:
- выпускаемой продукции или предоставляемым организацией услугам;
- вовлеченности и развитию персонала;
- области действия системы менеджмента качества;
- развитию взаимовыгодных партнерских отношений в т. ч. с поставщиками;
- постоянному улучшению продукции или услуг и системы менеджмента качества.
Пример политики в области качества
Короткий пример
“Мы обладаем уникальным опытом в области производства и проектирования и разработки нашей продукции и стремимся занять лидирующие позиции в данной области. Мы берем на себя обязательства:
- доставлять в срок продукцию, которая абсолютно соответствует или превосходит требования и ожидания наших клиентов;
- постоянно развивать компетенции и квалификацию наших сотрудников;
- развивать долгосрочные партнерские отношения и улучшать операционную эффективность;
- постоянно улучшать нашу продукцию и систему менеджмента качества.
Данная политика в области качества распространяется на всех сотрудников организации и на процессы сбыта, маркетинга, проектирования и разработки, закупи и производства.”
Развернутый пример с пояснениями:
Политика в области качества ОАО “Название компании”
Мы — ОАО “Название компании”. Мы обладаем уникальным опытом в области “напр., машиностроения” (далее перечисляется список деятельности или предоставляемых услуг компании):
- Проектирование, разработка, сборка, тестирование, монтаж продукции (указать какой конкретно продукции);
- Сборка отдельных элементов машиностроения;
- Проектирование дизайна;
- Испытания на надежность;
- Консультирование и т.д.
Наши партнеры и потребители — ведущие производители двигателей, оборудования (указать, кто ваши поставщики/потребители/компании-партнеры — не название компаний, а именно, что вам поставляют или для чего потребляют вашу продукцию)
Миссия ОАО “Название компании” — производить надежную и качественную продукцию, предоставлять надежные услуги, оказывать консультацию и т.д.
Далее можно расписать цели компании, как представлено в коротком примере. Например, занять лидирующие/конкурентоспособные позиции на рынке в области “машиностроения” , предоставлять качественные услуги, удовлетворять требованиям заказчиков и т.д.
Отдельным пунктом можно выделить стратегические цели компании. Наши стратегические цели — повышение удовлетворенности потребителей и повышение качества продукции. Мы направляем силы на риск-ориентированное мышление, нацеленное на максимальное использование возможностей и и минимизацию негативных последствий.
Как компания развивается? При разработке и производстве продукции мы проводим постоянный поиск и анализ современных тенденций в области “машиностроения”, используем современное оборудование, отвечающее требованиям европейских стандартов качества, используем экологически чистые материалы и т.д.
Далее можно указать, что компания берет на себя ответственность за свою деятельность. Компания ОАО “Название компании” принимает на себя обязательства:
- Создавать требуемые условия для формирования высококвалифицированного, компетентного, мотивированного к труду персонала, к эффективному взаимодействию персонала, к развитию и реализации его творческого, командного и управленческого потенциала.
- Постоянно совершенствовать и повышать развитие системы менеджмента качества.
- Развивать взаимовыгодное сотрудничество с компаниями-партнерами и т.д.
Политика и цели в области качества
Цели в области качества являются обязательным требованием в случае прохождения сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. При разработке целей в области качества необходимо руководствоваться следующими требованиями стандарта:
- Цели должны быть согласованы с политикой в области качества.
- Быть измеримыми.
- Учитывать применимые требования.
- Быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей.
- Подлежать мониторингу.
- Быть доведенными до работников.
- Актуализироваться по мере необходимости.
Пример целей в области качества

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен