Рентабельность собственного капитала
Показатель рентабельности собственного капитала ROE
Рентабельность собственного капитала — Return of Equity (ROE) — это показатель финансовой эффективности, который оценивает долю прибыли, которую компания генерирует из денег, вложенных инвесторами. Многие аналитики относят показатель ROE к одному из наиболее эффективных показателей, используемых инвесторами и менеджерами для оценки финансовой и операционной эффективности. ROE считается показателем прибыльности корпорации по отношению к акционерному капиталу.
Компании с большим коэффициентом рентабельности собственного капитала обладают возможностью роста без больших капитальных расходов, которые при своей оборачиваемости позволяют реинвестировать капитал для улучшения бизнеса без привлечения новых инвестиций. Высокий показатель ROE также означает низкую или полное отсутствие необходимости у компании в долговых заимствованиях финансовых средств.
Собственный капитал
Собственный капитал — это источники приобретения активов компании, которые как правило, включает в себя:
- акционерный капитал — деньги, полученные от выпуска акций;
- чистая прибыль компании — это прибыль, накопленная за годы работы и не выданная акционерам в виде дивидендов;
- кредиторская задолженность — отсрочка платежа за товары или услуги, которые компании предоставляют поставщики;
- кредиты, которые предоставляются банками, держателями облигаций и т.д.

Рентабельность собственного капитала формула
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Поскольку собственный капитал компании равен активам компании за вычетом ее долга, то ROE также считается доходностью чистых активов. ROE относится к показателям рентабельности, поэтому его полезно использовать или анализировать в сравнении с показателями других компаний отрасли. Рекомендуется отслеживать показатель рентабельности собственного капитала на ежеквартальной основе.

Средняя сумма инвестированного капитала рассчитывается как разница между общими активами и общими обязательствами компании. По сути остается сумма денег, принадлежащих инвесторам. Данные для расчета за любой период можно найти в финансовой отчетности.
Пример расчета рентабельности собственного капитала
Инвестор вложил в бизнес 200 тыс. рублей. Если, например, чистая прибыль бизнеса составит 20 тыс. рублей в год, то рентабельность собственного капитала будет равна 10%:

Однако, если инвестор из этих двухсот тысяч занял 100 тыс. в банке и платит банку проценты по кредиту в размере 5 тысяч рублей, то расчеты по рентабельности изменятся. Общие вложения в бизнес так и останутся в размере 200 тысяч, но собственный капитал инвестора будет составлять только 100 тысяч. Более того, в расчетной формуле изменится показатель чистой прибыли, который будет составлять 20 000 — 5 000 = 15 000. Тогда рентабельность собственного капитала будет составлять 15%:

Как анализировать рентабельность собственного капитала
Анализ показателя рентабельности собственного капитала позволяет оценить, какой доход на вложенный акционерами в компанию капитал получают менеджеры, и за счет чего менеджеры приносят доход акционерам. Другими словами, ROE показывает сколько процентов заработали менеджеры на депозит, который образован в виде акционерного капитала. Зачастую акционеры не забирают свои дивиденды, а инвестируют эти деньги обратно в компанию. Таким образом, растет сумма акционерного капитала.
Рентабельность собственного капитала можно представить в виде другой формулы, за счет которой можно проанализировать эффективность управления бизнесом.

Анализ с помощью такой формулы помогает определить, за счет чего менеджеры могут поднять прибыль для акционеров:
- За счет повышения рентабельности бизнеса;
- За счет улучшения эффективности управления активами;
- За счет повышения процента использования заемных ресурсов.
При анализе финансовой отчетности компаний, необходимо точно понимать за счет чего происходит рост показателя ROE. Как мы уже говорили выше, рост показателя говорит о хорошей тенденции. Однако, если этот рост обусловлен существенным увеличением компанией заемных ресурсов, то необходимо учитывать определенные финансовые риски, например платежеспособность и ликвидность компании.
Пространственно-временной анализ
Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.
- Временной аспект деятельности организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако, если стратегия перестройки выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся. Таким образом, снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.
- Проблема риска. Это особенность связана с проблемой выбора хорошего заработка или спокойного сна. Если выбирать ориентацию большой и быстрой прибыли, то с великой вероятностью это будет связано с большими рисками. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости: чем выше его значение тем более рисковой является компании с позиции инвесторов и акционеров.
- Проблема оценки показателя рентабельности ROE. Составляющие формулы выражены в денежных единицах разной покупательской способности. То есть, чистая прибыль — это динамичный показатель, то есть он отражает уровень цен на товары или услуги, а также результаты финансовой деятельности за истекший отчетный период. При этом собственный капитал формировался в течение нескольких лет, то есть более длительного периода времени. И поскольку он выражен в учетной оценке, то она она может сильно отличаться от текущей (реальной) оценки. Кроме того, учетная оценка не имеет отношения к будущим доходам компании.
Целевое значение ROE
Если говорить о целевом значении показателя, то значения, к которому должны стремиться все компании не существует. За всю историю публичных компаний, самый большой ROE превышал 20%. У крупных и финансово успешных компаний этот показатель варьируется в диапазоне 10 — 15%. Поэтому диапазон 15 — 20% принято считать очень хорошим.
Фактор Du Pont
Показатели рентабельности капитала являются главнейшими в системе критериев оценки деятельности фирмы. Поэтому понятно стремление управлять базовыми факторами, влияющими на значения этих индикаторов. Одним из наиболее распространённых подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели “Дюпон”. Назначение модели — идентифицировать факторы, определяющие эффективность предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Из данной формулы видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость этих факторов объясняется тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность. Каждому из этих факторов присуща отраслевая специфика как по уровню значимости, так и по тенденциям изменения. Поэтому по отраслевой специфике желательно знать аналитику.
Например, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологичны отраслях, которые отличаются капиталоемкостью. А вот показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе предприятия, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Тоже самое касается и предприятий, имеющих большую долю ликвидных активов (например, точки сбыта, торговли, банки и т.д.).
Таким образом, в зависимости от отрасли и специфики финансово-хозяйственных условий, сложившихся на предприятии — оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.
Расширение факторов анализа
В процессе факторного анализа можно вводить такие существенные факторы, как операционная прибыль, проценты, выплачиваемые за пользование заемным капиталом, налоговая нагрузка и т.д. При этом приобретаются дополнительные возможности для финансового анализа.
В общем случае, чистая прибыль представляет собой разность налогооблагаемой прибыли и величины уплаченного налога на прибыль. Налогооблагаемая прибыль может быть представлена как разность операционной прибыли и суммы процентов, начисленных за пользование заемным капиталом.

Принимая во внимания изложенные замечания, преобразуем рентабельность собственного капитала в пятифакторную модель.

- Коэффициент посленалогового удержания прибыли (Tax Retention Rate) — характеризует долю чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании после начисления и уплаты налога на прибыль и прочих обязательных платежей из прибыли.
- Операционная рентабельность продаж (Operatig Profit Margin) - показывает долю операционной прибыли в выручке от продажи реализованной продукции: уровень этого показателя проявляется в виде политики в отношении затрат. Рост рентабельности продаж способствует росту ROE.
- Ресурсоотдача или оборачиваемость средств, вложенных в активы (Total Asset Turnover) — характеризует эффективность использования активов. Чем существеннее отдача с денежных средств, инвестированных в активы, тем выше рентабельность.
- Уровень процентных расходов на рубль активов (Interest Expense on Assets) — величина постоянных затрат на рубль, вложенный в активы фирмы. Чем больше эта величина, тем ниже рентабельность.
- Коэффициент концентрации собственного капитала (Equity Concentration Rate) — характеристика структуры источников финансирования. Снижение данного фактора способствует росту рентабельности.