Показатель рентабельности чистой прибыли
Net Profit Margin
Показатель рентабельности чистой прибыли, Net Profit Margin (NPM) также известный как Доходность продаж (Returned on Sales) — это доля прибыли, которую бизнес получает за каждый заработанный рубль. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке. В отличие от показателя чистой прибыли, доходность продаж рассчитывается в процентах, что облегчает проводить анализ финансовой эффективности.
Например, если у компании 20% чистой прибыли — это означает, что она сохраняет 20 копеек на каждый рубль дохода от продаж. Этот показатель используется, чтобы дать аналитическое представление о финансовой устойчивости компании. Компании, которые получают большую прибыль на одну финансовую единицу продаж считаются более эффективными.
Показатель рентабельности чистой прибыли самый важный финансовый показатель KPI, поскольку он отвечает на вопрос, на сколько эффективно компания управляет своими затратами.
Низкая рентабельность по чистой прибыли свидетельствует о высоких затратах ведения бизнеса, либо о некорректной ценовой стратегии. Например, высокая стоимость сырья для производства, высокая стоимость электричества, топлива, аренда — все высокие операционные расходы могут привести к быстрому сокращению доходов и привести компанию к убыточности. Поэтому для высшего руководства и собственника бизнеса крайне важно отслеживать, как текущее значение показателя рентабельности чистой прибыли, так и его изменение с течением времени с целью оперативного реагирования.
Формула расчета рентабельности чистой прибыли

- Чистая прибыль рассчитывается как разница между выручкой и всеми затратами на ведение бизнеса.
- Выручка рассчитывается как цена продукции, умноженная на количество проданных единиц продукции.
- Эти данные можно найти в отчете о прибылях и убытках.
Показатель рентабельности чистой прибыли следует оценивать на ежемесячной основе. Показатель необходимо сравнивать с прошедшим периодом. Целевое значение рентабельности чистой прибыли сильно варьируется в зависимости от отрасли. По примерным ориентирам значение показателя NPM в диапазоне от 20% до 40% является очень хорошим.
На биржевых платформах можно найти данные конкретных компаний и сравнить свой результат с другими общедоступными по рынку. Однако стоит помнить, что сравнение чистой прибыли между компаниями даже одной отрасли — не всегда имеет большой смысл. Например, если компания недавно взяла долгосрочный кредит на увеличение производственных мощностей, то рентабельность чистой прибыли значительно снизится. Однако это не означает, что компания менее эффективна, чем ее конкуренты.
Ключевые выводы
- Рентабельность чистой прибыли — это формула соотношения, которая сравнивает прибыль бизнеса с его общими расходами.
- Маржа чистой прибыли позволяет аналитикам оценить насколько эффективно работает компания.
- Чем выше показатель рентабельности чистой прибыли, тем больше денег компании.
При использовании материалов сайта просим вас ознакомиться с Правилами.