Семь видов потерь на производстве

Компания Toy­ota выявила семь основных видов потерь — действий или затрат, не добавляющих ценности при осуществлении производственных или бизнес процессов. Эти потери применимы не только к производственной линии, но и при разработке продукта, принятии заказов и в делопроизводстве. 

Семь видов потерь на производстве:

  1. Перепроизводство. Суть заключается в том, что при производстве изделий, на которые не поступало заказа, ведет к избытку запасов и порождает такие потери, как излишек рабочей силы и складских помещений, а также затраты на транспортировку.
  2. Ожидание (потеря времени). Рабочие, которые наблюдают за работой автоматического оборудования, простаивают в ожидании очередной рабочей операции, инструмента, деталей и т.д. или просто сидят без работы из-за отсутствия деталей, задержек в ходе обработки, простоя оборудования и нехватки мощностей. 
  3. Лишняя транспортировка или перемещение. Перемещение незавершенного производства на большие расстояния, порождающие неэффективность при транспортировке, а также перемещение материалов, деталей и готовых изделий на склад и со склада.
  4. Излишняя обработка. Ненужные операции при обработке деталей. Неэффективная обработка из-за низкого качества инструмента или непродуманного конструктивного решения, которая влечет за собой лишние движения и ведет к появлению дефектов. Потери, вызванные завышенными требованиями к качеству. 
  5. Избыток запасов. Избыток сырья, незавершенного производства или готовых изделий увеличивает время выполнения заказа, вызывает моральное старение продукции, ведет к повреждению готовых изделий, затратам на транспортировку и хранение, задержкам и проволочкам. Кроме того, избыток запасов мешает выявлению таких проблем, как несбалансированность производства, задержки поставок, дефекты, простои оборудования и длительная переналадка. 
  6. Лишние движения. Все лишние движения, которые приходится делать сотрудникам в процессе работы: поиски того, что нужно, необходимость тянуться за инструментами, деталями, а также заниматься их укладкой. К лишним движениям также относится ходьба. 
  7. Дефекты. Производство дефектных деталей и исправление дефектов. Ремонт, переделка, отходы, замена продукции и ее проверка ведут к потере времени и сил.

Автор книги ДАО Тойота также добавил от себя восьмой вид потерь — нереализованный творческий потенциал сотрудников. Здесь имеется ввиду потеря времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам, которых некогда выслушать руководству компании.

Семь видов потерь
Фото автора Thi­sIsEn­gi­neer­ingPex­els

Как устранить потери на производстве?

Для того, чтобы максимально избавиться от производственных видов потерь, для начала необходимо описать (или составить блок-схему) действия, добавляющие ценность продукции, и избавиться от действий, не создающих такой ценности. Для того, чтобы определить действия, добавляющие ценность, необходимо рассмотреть процесс с точки зрения потребителя. Напоминаем, что речь идет в том числе и о внутреннем потребителе. Например, оператор, который работает с изделием на последующем процессе, будет внутренним потребителем. Принцип Тойота предполагает, что когда вы смотрите на процесс именно глазами потребителя последующего процесса, тогда вы четко видите, на каких процедурах добавляется ценность, а на каких нет. Например, когда оператору необходимо прикрутить гайку на каком-то изделии — это процесс добавления ценности, но когда оператор идет в другой конец цеха за этой гайкой — то это не добавляет ценности, а наоборот вызывает потери в виде траты времени на лишние действия. 

Так вот задача устранения всех видов потерь как раз и состоит в том, чтобы сократить затрачиваемое время на действие, не добавляющее ценности. В данном примере необходимо разместить необходимые инструменты для работы как можно ближе к рабочему месту оператора.

Инструменты или способы устранения потерь:

  • Создание потока единичных изделий. Позволяет увеличить производительность, повысить качество продукции, уменьшить объем запасов, высвободить площади, сократить время выполнения заказов. Что такое поток единичных изделий? Объясним на кратком примере. У вас есть заказ на производство 10 тыс. гаек. Для того, чтобы произвести гайки (нужной формы или размеров) необходимо выполнить три производственных операции. Вы запускаете в процесс не сразу все сырье, а делите его на партии, например, на 10 партий по 1000 штук. То есть первый производственный процесс выполнил 1000 штук, передал на следующий процесс и запустил вторую партию и так далее. Подробнее о потоке единичных изделий можно прочитать в этой статье.
  • Внедрение системы “Точно вовремя” или JIT (Just in Time). Система JIT позволяет свести к минимуму запасы, что помогает устранить другие проблемы производства. Более того, система “Точно вовремя” позволяет производить продукцию с той скоростью, которая необходима потребителю (то есть исключает возможность простоя из-за ожидания продукции с предыдущего процесса). Более подробно система “Точно вовремя” будет рассмотрена в отдельном обзоре.
  • Внедрение системы 5S. Это инструмент, направленный на эффективную организацию рабочей зоне. Позволяет устранить потери, связанные с лишними передвижениями, беспорядком на рабочем месте, трату времени на поиск инструментов и деталей. Более того, инструмент 5S позволяет идентифицировать статусы оборудования (например, ремонт оборудования) и избежать негативных последствий, связанных в первую очередь с охраной труда сотрудников на производстве. Подробнее о системе 5S можно почитать в этом обзоре.
  • Внедрение системы канбан. Кабан по-японски означает “бирка”, “карточка”, “квитанция” или “сигнал”. Канбан является инструментом управления потоком и производством изделий в системе “вытягивания”. Суть метода канбан и системы вытягивания на производстве рассмотрена здесь. Сам же метод позволяет избежать такие виды потерь, как избыток запасов и ожидание.

Более того, для предотвращения потерь на производстве необходимо внедрять всеобщую эксплуатационную систему, т.е. плановый ремонт оборудования (TPM — Total Pro­duc­tive Main­te­nance). При возникновении проблем, связанных с качеством продукции, применяется методика 8D или 8 дисциплин — инструмент, позволяющий найти корневую причину проблемы.

Заключение

В зависимости от вида деятельности и решаемых проблем, организация сама устанавливает, какие методы решения проблем необходимо применять в том или ином случае. Важно не забывать главное: решением этих проблем занимаются работники, в том числе и входящие в рабочий состав и непосредственно на производственной операции. Многие организации не уделяют должным образом внимание на развитие и повышение компетенции своих работников. Хотя рабочий персонал играет первую роль в формировании бережливого производства и сокращения потерь. Если организация становится на путь к совершенствованию и использует современные методы управления производством, то необходимо позаботиться об организации должного обучения сотрудников. При этом стоит отметить, что должное обучение можно организовать внутренними ресурсами компании без привлечения сторонних специалистов и соответствующих затрат.

Также читайте по теме:

Система 5S и визуальный контроль в бережливом производстве

Канбан и система вытягивания на производстве

Что такое поток единичных изделий и его отличие от массового производства

Разработка и внедрение карты потока создания ценности

Что такое “кайдзен”? Методика анализа с помощью “5 почему” и цикл Деминга. Семинары по кайдзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять