Семь инструментов качества
Инструменты управления качеством
Семь инструментов качества — это набор статистических инструментов для решения проблем аналитическим методом, которые применяются в мировой практике управления качеством работ и услуг. Данные инструменты называют базовыми, потому что они подходят для людей с небольшими формальными знаниями в области статистики и потому, что их можно использовать для решения подавляющего большинства проблем, связанных как с качеством продукции, так и с управлением процессами.
Первым человеком, который предложил использовать семь инструментов качества, был Каору Исикава в 1968 году, когда опубликовал книгу “Руководство по контролю качества”. Каору Исикава утверждал, что с помощью семи инструментов качества можно решить до 90% проблем в производственных организациях.
Семь инструментов качества
- Диаграмма Исикавы (Cause and Effect Diagram)
- Чек-лист качества (Check Sheet)
- Контрольные карты (Control Charts)
- Гистограмма (Histograms)
- Диаграмма Парето (Pareto Charts)
- Диаграмма Рассеяния (Scatter Diagram)
- Стратификация данных (Flow Chart)

Первый инструмент качества: Диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы также известна под названиями “рыбья кость”, причинно-следственная диаграмма, диаграмма анализа корневых причин. Причинно-следственная диаграмма была разработана профессором Исикава в 1943 году.
Название “рыбья кость” диаграмма получила из-за своего внешнего сходства на рыбий скелет. Основное же значение диаграммы Исикавы — это обнаружение корневых причин проблемы за счет анализа последствий этой проблемы. После этого проводится разработка действий, направленных на исключение данной проблемы. Про факторы и методы построения диаграммы Исикава читайте здесь.
Второй инструмент качества: Чек лист
Чек-лист качества — это простой документ с определённым форматом для сбора данных. В чек-листе собираются данные в режиме текущих событий и затем эти данные анализируются. Подробнее про составление и применение чек-листа читайте в этой статье. Чек-листы являются довольно эффективным и при этом экономичным подходом для обеспечения качества.
Как правило, этот инструмент применяется на производственных процессах для сбора и анализа информации о дефектах. Из других преимуществ — это легкое внедрение и использование, а также довольно результативное представление о качественной ситуации на производстве.
Третий инструмент качества: Контрольные карты
Контрольные карты также известны под названием контрольные карты Шухарта. Разработаны в 1920‑х годах Уолтером А. Шухартом в “Bell Telephone Laboratories”. Являются наиболее технически сложными для управления качеством.
Контрольные карты Шухарта являются инструментом статистического контроля процесса с течением времени. То есть данные на контрольных картах фиксируются непрерывно, поэтому можно наблюдать изменения в процессе. Кроме того, эти карты можно использовать для оценки параметров процесса и уменьшения вариативности процесса.
Четвертый инструмент качества: Гистограмма
Гистограмма — очень полезный инструмент качества для описания частоты распределения наблюдаемых значений переменной. Гистограмма дает визуальное представление как атрибутных, так и переменных данных процесса или продукта. Например, на рисунке представлена диаграмма частоты встречаемости дефектов на производственном процессе.
Пятый инструмент качества: диаграмма Парето
Диаграмма Парето представляет собой комбинацию гистограммы и линейного графика. Диаграмма базируется на принципе Парето: “80% последствий формируются 20% причин”. Это позволяет определять наиболее значимые причины в образовании, например, несоответствующей продукции.
Шестой инструмент качества: Диаграмма рассеяния
Диаграмма рассеяния — довольно мощный инструмент для графического построения распределения данных в 2‑х измерения. Данный инструмент позволяет обнаружить и проанализировать закономерности связи (корреляцию) между двумя переменными качества.
Седьмой инструмент качества: Стратификация данных
Стратификация данных — это метод интерпретации и обработки большого количества данных. По сути, это блок-схема, которая описывает последовательность шагов, которые существуют в операции или в процессе. Этот метод, как инструмент решения проблем, может применяться для идентификации и анализа областей, имеющих потенциальные проблемы.

Семь новых инструментов качества
В 1976 году союз японских ученых и инженеров пришли к выводу о необходимости в инструментах, используемых для продвижения инноваций, усиления эффективности коммуникаций и успешного планирования важных проектов. Команда провела исследование и разработала семь новых инструментов контроля качества, которые можно использовать совместно с текущими инструментами. Новые семь инструментов качества также получили название семь инструментов менеджмента и планирования или просто семь инструментов управления.
Базовые инструменты качества больше эффективны для анализа числовых данных, в то время как новые семь инструментов качества направлены на схематическую организацию и анализ именно вербальных данных. Совместное применение в организациях базовых и новых инструментов повышают общую эффективность системы менеджмента качества.

Семь инструментов управления качеством
- Диаграмма связей (Relations diagram)
- Диаграмма сходства (Affinity diagram)
- Древовидная диаграмма (Tree diagram)
- Матричная диаграмма (Matrix diagram)
- Диаграмма анализа матричных данных (Matrix data analysis)
- Блок-схема процесса принятия решений (Process decision program chart)
- Стрелочная диаграмма
Диаграмма связей
Диаграмма связей (Relations diagram) отражает взаимосвязи в сложных ситуациях, которые характеризуются наличием комплекса взаимосвязанных факторов. Данная диаграмма используется для систематического выявления, анализа и классификации причинно-следственных связей, которые существуют среди всех факторов или проблем.
Диаграмму связей полезно использовать на этапе планирования для обзора перспективы общей ситуации и правильного определения приоритетов. Более того, диаграмма способствует достижению консенсуса в команде и помогает развивать мышление.
Диаграмма связей делает проблему распознаваемой путем определения взаимосвязей между причинами

Как построить диаграмму связей?
- Отразите проблему в вопросе “почему что-то не так происходит?”
- Каждый участник предлагает 5 причин, влияющих на проблему.
- Тщательно обсудите с участниками полученную информацию.
- Напишите каждую причину на стикере или карточке.
- Переместите, а именно стикеры по похожим категориям.
- Задавая 5 раз вопрос “почему”, установите первичные, вторичные, троичные и т.д. причинно-следственные связи.
- Соедините все причины по категориям причинно-следственных связей.
- Продолжайте обсуждение до е пор, пока не идентифицируйте все возможные причины проблемы.
- Пересмотрите всю диаграмму, возможно есть еще взаимосвязи между причинами.
Диаграмма сходства
Диаграмма сходства очень простой в применении инструмент. Суть его состоит в том, что группа людей пишет свои идеи относительно какой-то проблемы, а затем эти идеи группируются по каким-то категориям. Основное назначение — это собрать и сгруппировать именно вербальные данные. После чего эти данные можно проанализировать и принять какое-то решение. Схематически этот метод выглядит так, как представлено на рисунке ниже.

Диаграмма дерево
Диаграмма дерево (Tree diagram) или древовидная диаграмма развивает концепцию функционально стоимостного анализа в рамках функционального анализа. Применяется для иллюстрации взаимосвязей между целями и средствами, а также для систематического исследования лучших стратегий для достижения целей. Древовидная диаграмма также известна под названиями Систематическая диаграмма или Дендрограмма.
Преимущества использования древовидной диаграммы:
- Она обеспечивает системный и логичный подход и снижает вероятность того, что какие-то элементы упущены из вида.
- Диаграмма способствует достижению согласия между членами команды.
- Довольно убедительно исследует стратегии.
Построение диаграммы дерево
- Постройте диаграмму связей.
- Определите ограничения на то, как цель может быть достигнута.
- Обсудите идеи по достижению целей.
- Обсудите идеи для каждого уровня причин, влияющих на общую проблему.
- Для каждого пункта раскрывается несколько подпунктов.

Матричная диаграмма
Матричная диаграмма предназначена для решения проблем с помощью многомерного решения. Она позволяет командам систематически идентифицировать, анализировать и оценивать наличие и прочность взаимосвязей между двумя и более наборами информации.
Матричная диаграмма состоит из двумерного массива, необходимого для определения места и характера проблемы. Обнаруживает ключевые идеи во взаимосвязях, представленных в ячейках матрицы. Построение диаграммы матрицы основано на диаграмме дерево.
Построение матричной диаграммы:
- Записать в столбик конечные предложения из диаграммы дерево.
- По вертикальной оси обозначить категории оценки (эффективность, практичность и т.д.).
- По горизонтальной оси записать ответственных за решение.
- Изучите каждую ячейку и поставьте соответствующий символ:
- Эффективность: 0 — хорошо; Квадрат — удовлетворительно; Х — нет.
- Практичность: 0 — хорошо; Квадрат — удовлетворительно; Х — нет.
- Определите результат символов для каждой ячейки.
Пример матричной диаграммы

Стрелочная диаграмма
Стрелочная диаграмма предназначена для разработки оптимальных графиков и контроля эффективности над ними. Она показывает взаимосвязь между задачами, необходимыми для реализации плана. Узлы используются для обозначения событий, а стрелки обозначают действия. Позволяет посмотреть общую задачу и выявить возможные препятствия до начала работы, а также позволяет обнаружить возможные улучшения.

Блок-схема процесса принятия решений
Блок-схема процесса принятия решений (БППР) используется для планирования действий, необходимых для решения проблем, когда информация неполная или ситуация нестабильна и ее трудно прогнозировать. Например, это может быть планирование проекта НИОКР или планирование торговой компании. БППР состоит из серии шагов, связанных последовательно. Цель блок-схемы состоит в том, чтобы изобразить события и непредвиденные обстоятельства, которые могут произойти при переходе от начальной точки к одному или нескольким финальным результатам.

Диаграмма анализа матричных данных
Диаграмма анализа матричных данных, также известная под названием матрица приоритезации, используется для количественной оценки и систематизации представленных данных и, соответственно, расчета категорий приоритета для этих данных.

Ключевые выводы
- Существует семь базовых инструментов качества и семь новых инструментов качества.
- Семь базовых инструментов качества направлены на решение проблем, связанных в основном с качеством продукции или качеством технологических процессов.
- Базовые инструменты качества базируются на анализе числовых данных.
- Новые инструменты качества направление на решение вопросов и проблем путем анализа вербальных данных.
- Основными данными для анализа новыми инструментами качества являются мнения, точки зрения или идеи группы людей. В связи с этим данные инструменты принято также называть инструментами управления.
Практически все вышеперечисленные инструменты так или иначе относятся к концепции управления Lean SixSigma.
