Семь инструментов качества

Содержание скрыть

Инструменты управления качеством

Семь инструментов качества — это набор статистических инструментов для решения проблем аналитическим методом, которые применяются в мировой практике управления качеством работ и услуг. Данные инструменты называют базовыми, потому что они подходят для людей с небольшими формальными знаниями в области статистики и потому, что их можно использовать для решения подавляющего большинства проблем, связанных как с качеством продукции, так и с управлением процессами.

Первым человеком, который предложил использовать семь инструментов качества, был Каору Исикава в 1968 году, когда опубликовал книгу “Руководство по контролю качества”. Каору Исикава утверждал, что с помощью семи инструментов качества можно решить до 90% проблем в производственных организациях. 

Семь инструментов качества

  1. Диаграмма Исикавы (Cause and Effect Diagram)
  2. Чек-лист качества (Check Sheet)
  3. Контрольные карты (Con­trol Charts)
  4. Гистограмма (His­tograms)
  5. Диаграмма Парето (Pare­to Charts)
  6. Диаграмма Рассеяния (Scat­ter Diagram)
  7. Стратификация данных (Flow Chart)
семь инструментов качества

Первый инструмент качества: Диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы также известна под названиями “рыбья кость”, причинно-следственная диаграмма, диаграмма анализа корневых причин. Причинно-следственная диаграмма была разработана профессором Исикава в 1943 году. 

Название “рыбья кость” диаграмма получила из-за своего внешнего сходства на рыбий скелет. Основное же значение диаграммы Исикавы — это обнаружение корневых причин проблемы за счет анализа последствий этой проблемы. После этого проводится разработка действий, направленных на исключение данной проблемы. Про факторы и методы построения диаграммы Исикава читайте здесь.

Второй инструмент качества: Чек лист

Чек-лист качества — это простой документ с определённым форматом для сбора данных. В чек-листе собираются данные в режиме текущих событий и затем эти данные анализируются. Подробнее про составление и применение чек-листа читайте в этой статье. Чек-листы являются довольно эффективным и при этом экономичным подходом для обеспечения качества. 

Как правило, этот инструмент применяется на производственных процессах для сбора и анализа информации о дефектах. Из других преимуществ — это легкое внедрение и использование, а также довольно результативное представление о качественной ситуации на производстве.

Третий инструмент качества: Контрольные карты

Контрольные карты также известны под названием контрольные карты Шухарта. Разработаны в 1920‑х годах Уолтером А. Шухартом в “Bell Tele­phone Lab­o­ra­to­ries”. Являются наиболее технически сложными для управления качеством. 

контрольные карты Шухарта

Контрольные карты Шухарта являются инструментом статистического контроля процесса с течением времени. То есть данные на контрольных картах фиксируются непрерывно, поэтому можно наблюдать изменения в процессе. Кроме того, эти карты можно использовать для оценки параметров процесса и уменьшения вариативности процесса. 

Четвертый инструмент качества: Гистограмма

семь инструментов качества

Гистограмма — очень полезный инструмент качества для описания частоты распределения наблюдаемых значений переменной. Гистограмма дает визуальное представление как атрибутных, так и переменных данных процесса или продукта. Например, на рисунке представлена диаграмма частоты встречаемости дефектов на производственном процессе. 

Пятый инструмент качества: диаграмма Парето

Диаграмма Парето представляет собой комбинацию гистограммы и линейного графика. Диаграмма базируется на принципе Парето: “80% последствий формируются 20% причин”. Это позволяет определять наиболее значимые причины в образовании, например, несоответствующей продукции.

Шестой инструмент качества: Диаграмма рассеяния

семь инструментов качества

Диаграмма рассеяния — довольно мощный инструмент для графического построения распределения данных в 2‑х измерения. Данный инструмент позволяет обнаружить и проанализировать закономерности связи (корреляцию) между двумя переменными качества. 

Седьмой инструмент качества: Стратификация данных

Стратификация данных — это метод интерпретации и обработки большого количества данных. По сути, это блок-схема, которая описывает последовательность шагов, которые существуют в операции или в процессе. Этот метод, как инструмент решения проблем, может применяться для идентификации и анализа областей, имеющих потенциальные проблемы.

Семь новых инструментов качества

В 1976 году союз японских ученых и инженеров пришли к выводу о необходимости в инструментах, используемых для продвижения инноваций, усиления эффективности коммуникаций и успешного планирования важных проектов. Команда провела исследование и разработала семь новых инструментов контроля качества, которые можно использовать совместно с текущими инструментами. Новые семь инструментов качества также получили название семь инструментов менеджмента и планирования или просто семь инструментов управления. 

Базовые инструменты качества больше эффективны для анализа числовых данных, в то время как новые семь инструментов качества направлены на схематическую организацию и анализ именно вербальных данных. Совместное применение в организациях базовых и новых инструментов повышают общую эффективность системы менеджмента качества.

семь инструментов управления качеством

Семь инструментов управления качеством

  1. Диаграмма связей (Rela­tions diagram)
  2. Диаграмма сходства (Affin­i­ty diagram)
  3. Древовидная диаграмма (Tree diagram)
  4. Матричная диаграмма (Matrix diagram)
  5. Диаграмма анализа матричных данных (Matrix data analysis)
  6. Блок-схема процесса принятия решений (Process deci­sion pro­gram chart)
  7. Стрелочная диаграмма

Диаграмма связей

Диаграмма связей (Rela­tions dia­gram) отражает взаимосвязи в сложных ситуациях, которые характеризуются наличием комплекса взаимосвязанных факторов. Данная диаграмма используется для систематического выявления, анализа и классификации причинно-следственных связей, которые существуют среди всех факторов или проблем. 

Диаграмму связей полезно использовать на этапе планирования для обзора перспективы общей ситуации и правильного определения приоритетов. Более того, диаграмма способствует достижению консенсуса в команде и помогает развивать мышление. 

Диаграмма связей делает проблему распознаваемой путем определения взаимосвязей между причинами

диаграмма связей
Как построить диаграмму связей?
  1. Отразите проблему в вопросе “почему что-то не так происходит?”
  2. Каждый участник предлагает 5 причин, влияющих на проблему.
  3. Тщательно обсудите с участниками полученную информацию.
  4. Напишите каждую причину на стикере или карточке.
  5. Переместите, а именно стикеры по похожим категориям.
  6. Задавая 5 раз вопрос “почему”, установите первичные, вторичные, троичные и т.д. причинно-следственные связи. 
  7. Соедините все причины по категориям причинно-следственных связей.
  8. Продолжайте обсуждение до е пор, пока не идентифицируйте все возможные причины проблемы.
  9. Пересмотрите всю диаграмму, возможно есть еще взаимосвязи между причинами.

Диаграмма сходства

Диаграмма сходства очень простой в применении инструмент. Суть его состоит в том, что группа людей пишет свои идеи относительно какой-то проблемы, а затем эти идеи группируются по каким-то категориям. Основное назначение — это собрать и сгруппировать именно вербальные данные. После чего эти данные можно проанализировать и принять какое-то решение. Схематически этот метод выглядит так, как представлено на рисунке ниже. 

Диаграмма дерево

Диаграмма дерево (Tree dia­gram) или древовидная диаграмма развивает концепцию функционально стоимостного анализа в рамках функционального анализа. Применяется для иллюстрации взаимосвязей между целями и средствами, а также для систематического исследования лучших стратегий для достижения целей. Древовидная диаграмма также известна под названиями Систематическая диаграмма или Дендрограмма. 

Преимущества использования древовидной диаграммы:

  • Она обеспечивает системный и логичный подход и снижает вероятность того, что какие-то элементы упущены из вида.
  • Диаграмма способствует достижению согласия между членами команды.
  • Довольно убедительно исследует стратегии. 
Построение диаграммы дерево
  1. Постройте диаграмму связей.
  2. Определите ограничения на то, как цель может быть достигнута.
  3. Обсудите идеи по достижению целей.
  4. Обсудите идеи для каждого уровня причин, влияющих на общую проблему. 
  5. Для каждого пункта раскрывается несколько подпунктов.
диаграмма дерево

Матричная диаграмма

Матричная диаграмма предназначена для решения проблем с помощью многомерного решения. Она позволяет командам систематически идентифицировать, анализировать и оценивать наличие и прочность взаимосвязей между двумя и более наборами информации. 

Матричная диаграмма состоит из двумерного массива, необходимого для определения места и характера проблемы. Обнаруживает ключевые идеи во взаимосвязях, представленных в ячейках матрицы. Построение диаграммы матрицы основано на диаграмме дерево. 

Построение матричной диаграммы: 
  • Записать в столбик конечные предложения из диаграммы дерево.
  • По вертикальной оси обозначить категории оценки (эффективность, практичность и т.д.).
  • По горизонтальной оси записать ответственных за решение. 
  • Изучите каждую ячейку и поставьте соответствующий символ: 
    • Эффективность: 0 — хорошо; Квадрат — удовлетворительно; Х — нет.
    • Практичность: 0 — хорошо; Квадрат — удовлетворительно; Х — нет.
  • Определите результат символов для каждой ячейки.
Пример матричной диаграммы

Стрелочная диаграмма

Стрелочная диаграмма предназначена для разработки оптимальных графиков и контроля эффективности над ними. Она показывает взаимосвязь между задачами, необходимыми для реализации плана. Узлы используются для обозначения событий, а стрелки обозначают действия. Позволяет посмотреть общую задачу и выявить возможные препятствия до начала работы, а также позволяет обнаружить возможные улучшения. 

семь новых инструментов управления качества

Блок-схема процесса принятия решений

Блок-схема процесса принятия решений (БППР) используется для планирования действий, необходимых для решения проблем, когда информация неполная или ситуация нестабильна и ее трудно прогнозировать. Например, это может быть планирование проекта НИОКР или планирование торговой компании. БППР состоит из серии шагов, связанных последовательно. Цель блок-схемы состоит в том, чтобы изобразить события и непредвиденные обстоятельства, которые могут произойти при переходе от начальной точки к одному или нескольким финальным результатам. 

Диаграмма анализа матричных данных

Диаграмма анализа матричных данных, также известная под названием матрица приоритезации, используется для количественной оценки и систематизации представленных данных и, соответственно, расчета категорий приоритета для этих данных.

Ключевые выводы

  1. Существует семь базовых инструментов качества и семь новых инструментов качества. 
  2. Семь базовых инструментов качества направлены на решение проблем, связанных в основном с качеством продукции или качеством технологических процессов. 
  3. Базовые инструменты качества базируются на анализе числовых данных.
  4. Новые инструменты качества направление на решение вопросов и проблем путем анализа вербальных данных. 
  5. Основными данными для анализа новыми инструментами качества являются мнения, точки зрения или идеи группы людей. В связи с этим данные инструменты принято также называть инструментами управления. 

Практически все вышеперечисленные инструменты так или иначе относятся к концепции управления Lean SixSig­ma.

семь инструментов качества

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять