Стандартизация процессов и процедур

Для чего необходима стандартизация процессов и процедур в компании?

Стандартизация процессов и процедур является одним из инструментов бережливого производства, поскольку является неотъемлемой основой для непрерывного совершенствования. Внедрение стандартизированных процессов и процедур является одним из важнейших условий устойчивой эффективности бизнеса в целом. Самый значительный вклад в стандартизацию процессов и процедур вносят те, кто выполняет работу и знает ее во все подробностях. Стандартизации необходимо подвергать все процессы компании: будь то производственные процедуры, выполняемые ежедневно рабочими, или управленческие (бизнес процессы) процессы компании.

Основная цель внедрения стандартизации процессов и процедур — это устранение потерь. Каким образом этого можно достичь? Например, вы хотите усовершенствовать рабочий процесс на производстве. Что именно вы будете улучшать, если процесс не стандартизирован и где вы закрепите ваши изменения или улучшения процесса? Становится очевидно, что стандартизация процесса позволяет добиться стабильности или устойчивости процесса и избавиться от хаоса. То есть, если один работник вводит улучшения в процесс и не стандартизирует их, то эти улучшения будут существовать до тех пор, пока работает именно этот работник. А когда на процесс придет другой человек, то он не будет использовать эти улучшения, поскольку просто о них не узнает. Но если каждые улучшения процесса закладывать в основу и стандартизировать, то можно смело говорить о том, что организация стала самообучающейся. 

Типы стандартизации

Стандартизированная работа в компании — основной инструмент, регламентирующий методы работы. 

  1. Стандарты качества, охраны труда и экологической безопасности. 

Как известно, стандарты качества определяют ожидания потребителя. Например, требования к внешнему виду продукта или рабочим характеристикам: общий внешний вид, цвет, допустимые или недопустимые дефекты и несоответствия, допуски по размерам и другим характеристикам, ограничения размеров, количество дефектов и т.д. Стандарты качества обычно включаются в матрицу производственного обучения, где описывается, какие критерии качества необходимо отслеживать, как часто и каковы критерии оценки “хорошо/плохо”.

Стандарты по охране труда и экологической безопасности в основном подчинены федеральным законам. Назначение этих стандартов — обеспечение должного уровня безопасности труда и экологической безопасности. Тем не менее, менеджеры могут вносить дополнительные требования в такие стандарты, если существует риск потенциально опасных моментов на производстве. 

  1. Спецификации или стандартные технические требования 

Спецификации содержат техническую информацию по надлежащему функционированию оборудования и определенные требования к технологическому процессу, обеспечивающему такие требования. Спецификации, как правило, не входят в документацию на стандартизированную работу. Стандарты по работе оператора описывают технические условия лишь в том случае, если они не отражены в других документах. Параметры работы оборудования используются для разработки методов его проверки. Проверка состояния оборудования проводится по определенному графику для обеспечения стабильности рабочего процесса. 

  1. Стандартные процедуры

Стандартные процедуры определяют параметры работы. Например, это могут быть правила работы канбан, нормы незавершенного производства (НЗП), требования по соблюдению принципов 5S, правила обращения с материалами и готовой продукцией и т.д. Стандартные процедуры рекомендуется размещать с помощью визуальных средств ( в виде плакатов или графиков), следовательно размещать их в отдельные стандарты нет необходимости. В некоторых случаях, стандартные процедуры размещают в виде приложений в стандартах или рабочих инструкциях. При таком подходе легче отражать изменения в работе, например, меняя просто плакат с нормами НЗП при смене продуктовой линейки, а не внося изменения в целый стандарт. 

Документация на стандартизированную работу

Перед тем как приступать к стандартизации процессов, необходимо добиться стабилизации этих процессов. Для обеспечения этой стабилизации должно выполняться три условия:

  • Рабочие операции должны повторяться. Не должно существовать несколько вариаций условий работы, необходимо наличие четких и простых правил.
  • Оборудование и технология должны быть стабильны, время простоев и ремонтов — минимальны. Если рабочий процесс постоянно прерывается, а работник отвлекается — стабильность отсутствует, следовательно стандартизация невозможна. 
  • Не должно быть значительных проблем с качеством. Продукт должен иметь минимум дефектов, а его основные характеристики должны быть однообразными, чтобы оператор не тратил лишнее время на исправление дефектов. 

Стандартизация процессов и процедур предполагает использование трех основных документов:

Карта или ведомость стандартизированных работ. В самом простом смысле, в этом документе отражается последовательность выполняемых рабочих операций и время, затрачиваемое на их выполнение. 

Таблица совмещения стандартизированных работ. Этот документ представляет собой по сути карту стандартизированных работ, но используется главным образом для анализа более сложных видов работ, которые осуществляются одновременно. Например, когда необходимо сочетать ручные и механические операции одновременно. Или когда два оператора одновременно работают над изготовлением одной детали. 

Ведомость производительности процесса. В этом документе фиксируется мощность оборудования, используемого в процессе. Время, необходимое на обработку одного изделия (время цикла), следует учитывать, принимая во внимание запланированные простои при переналадке. Основная цель документа — определить, соответствуют ли мощности оборудования потребностям производства.

Стандартизированная работа это инструмент анализа, обеспечивающий базис для непрерывных улучшений. Это не инструкция оператора и не инструмент его обучения. Стандартизация процессов и процедур используется менеджерами для проверки надлежащего выполнения основных этапов работы, поэтому необходимо следить за своевременным обновлением актуальных материалов. 

Читайте также по теме:

Семь видов потерь на производстве и инструменты для устранения потерь

Система 5S и визуальный контроль в бережливом производстве

Концепция Канбан и система вытягивания на производстве

14 принципов менеджмента Тойота

Что такое поток единичных изделий и его отличие от массового производства

Разработка и внедрение карты потока создания ценности

Что такое кайдзен? Методика анализа с помощью “5 почему” и цикла Деминга. Семинары по кайдзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять