Темп роста рынка
Понимание размера рынка, на котором работает компания, а также скорости, с которой этот рынок растет или сокращается — является ключевым индикатором для анализа и оценки (прогноза) будущего потенциального роста доходов компании. Ключевой задачей топ менеджмента является определение возможностей для роста на существующих и потенциальных рынках. Поэтому идентификация этих рынков и применение показателя “темп роста рынка” — важная часть для достижения стратегических целей компании. Размер рынка измеряется общим количеством или стоимостью. товаров или услуг, проданных на этом рынке в течение определенного периода времени (например, одного года).
Доля рынка
Доля рынка — это процент от общего объема продаж в отрасли, произведенный определенной компанией. Доля рынка рассчитывается как отношение общего объема продаж компании к общему объему продаж отрасли в определенный период.
Этот показатель используется для общего представления о размере компании по отношению к ее рынку и к ее конкурентам. Лидером в отрасли является компания с большей долей рынка.
Например, если в прошлом году компания продала товара А на 100 млн. руб. на внутреннем рынке, а общая сумма проданного товара в отрасли составила 200 млн. руб., то доля компании на рынке товара А составила 50%.
Аналитика доли рынка
Инвесторы и аналитики внимательно следят за увеличением или уменьшением доли рынка, поскольку это может быть признаком относительной конкурентоспособности продукции или услуг компании. По мере роста общего рынка, компания, сохраняющая свою долю на рынке, увеличивает свою прибыль с той же скоростью, что и рынок в целом. Компания, которая увеличивает свою долю на рынке, будет расти быстрее, чем ее конкуренты — вот почему важно отслеживать темп роста рынка.
Ускоренный темп роста рынка может позволить компаниям достичь большего масштаба своей деятельности и повысить прибыльность. Компании могут увеличить долю рынка за счет внедрения инновационных технологий, модернизации продукта или технологии производства, снижения цены, лояльности клиентов и т.д.
Формула и анализ темп роста рынка
Темп роста рынка (Market Growth Rate) — это простое соотношение: размер рынка за текущий период (например, год), деленный на размер рынка за предыдущий период (например, прошлый год).

Показатель темпа роста рынка с результатом ниже единицы указывает на сокращение рынка, показатель с результатом больше единицы — соответственно указывает на рост рынка.
Сбор данных
Если данные по конкретным и четко определенным рынкам не доступны через базы данных сравнительного анализа или у компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями, то получение точных данных о размерах рынка может оказаться сложной проблемой. Существуют некоторые подходы, которые компании могут использовать для получения представления о размере рынка, в том числе:
- Проведение опросов поставщиков (производителей, поставщиков услуг и т.д.);
- Изучение каналов дистрибьюции;
- Исследование заказчиков и пользователей.