Шесть Сигм
Шесть Сигм входит в число передовых методологий повышения эффективности и результативности бизнес-процессов. В дополнение к созданию культуры, направленной на постоянное совершенствование процессов, 6 Сигм предлагает инструменты и методы, которые уменьшают отклонения, устраняют дефекты и помогают выявить основные причины ошибок, позволяя организациям создавать более качественные продукты и услуги для потребителей.
Что такое SixSigma?
Шесть Сигм — это идеология управления, которая фокусируется на статистических улучшениях бизнес-процессов и выступает за качественные измерения успеха, а не за качественные показатели. По сути, это статистический тест, который показывает насколько хорошо работает бизнес процесс.
Ошибка возникает тогда, когда событие происходит с шестью стандартными отклонениями от среднего значения, но не более 3,4 случаев на миллион событий. Это означает, что процесс является эффективным, если он производит менее 3,4 дефектов на миллион шансов.
История Шесть Сигм
Принципы Шесть Сигм берут свое начало в стремлении к внедрению качества в массовом производстве, начиная с конца 18 века. При этом, сама статистика, на которой основаны многие инструменты 6 Сигм существует гораздо дольше. Фундаментом статистической теории, используемой в методологии Шесть Сигм является кривая нормального распределения немецкого математика Фридриха Гаусса (также называемой “Bell Curve”, представлена на рисунке). Выбросы в нормальном распределении лежат кратно одному стандартному отклонению, представленному графическим алфавитом “сигма” от среднего значения. В контексте статистического контроля качества процессы и продукты измеряются и оцениваются для определения отклонения от приемлемых стандартов, а разброс распределения означает изменчивость.

В современном мире концепция Шесть Сигм нашла свое применение благодаря усилиям инженера компании Motorola в 1980‑х годах. В настоящее время концепция провозглашена одной из передовых методологических практик для повышения удовлетворенности клиентов и улучшения бизнес процессов.
Хотя большинство людей связывают эту методологию с производством, ее все же можно применять к любому типу процессов и в любой отрасли. В любых условиях организации используют 6 Сигм для создания системы управления, которая систематически выявляет ошибки и предоставляет методы их устранения.
Концепция Six Sigma
Концепция Шесть Сигм базируется на методологии DMAIC (DEFINE — MEASURE — ANALYZE — IMPROVE — CONTROL). Эта аббревиатура означает “Определение — Измерение — Анализ — Улучшение — Контроль”. Методология DMAIC заключается в том, что компания может решить решить любую проблему, выполнив 5 шагов:
- Определение “ошибочного” процесса, на котором следует следует сосредоточиться на основании целей и требований компании. То есть на этом шаге происходит описание проблемы и определяются основные цели.
- Измерение производительности процесса, которая является основой статистических данных.
- Проводится анализ процесса, выявление коренных причин проблемы.
- Проводится работа по улучшению процесса или его производительности.
- Добавляются элементы управления к процессу, чтобы убедиться, что он не регрессирует.
Соответсвенно, для выполнения каждого шага используются различные инструменты шесть сигма, которые будут приведены ниже.
Пояса шесть сигм
Специалисты совершенствуют свои знания в области шести сигм, зарабатывая определенные пояса за каждый уровень достижения. К ним относятся белые пояса, желтые пояса, зеленые пояса, черные пояса и мастера черных поясов. Важно отметить, что единого стандарта по присвоению поясов шести сигм не существует, каждое специализированное учебное заведение может предложить свои методики по обучению.
- Белый пояс не требует формального обучения или сертификации. Этот пояс дает профессионалам базовую основу, позволяющую принимать участие в определенных проектах по контролю качества и сокращению отходов.
- Желтый пояс подразумевает дополнительное обучение помимо белого пояса. Желтые пояса могут стать участниками команды проекта и помогать менеджерам с более высокими поясами.
- Зеленый пояс предполагает полное обучение методам по улучшению процессов. Такие специалисты уже могут возглавлять команды по анализу и внедрению улучшений.
- Черный пояс могут получить специалисты, имеющие сертификат зеленого пояса. Такие специалисты занимаются более сложной работой, направленной на крупномасштабные проекты и изменения.
- Мастер черного пояса соответсвенно является специалистом, имеющим уровень черного пояса. Мастер является абсолютным экспертом в области 6 Сигм, который может сократить затраты компании и возглавить крупные проекты по сокращению издержек компании.

Бережливое производство и шесть сигм
Основоположники и приверженцы концепции бережливого производства считают, что при всей своей эффективности, все же концепции 6 Сигм имеет ряд существенных недостатков:
- Метод шести сигм придает такое значение анализу данных, выбору подходящих статистических процедур, проверке статистических характеристик данных и созданию полноценных убедительных отчетов, что аналитик может уйти в сторону от настоящей цели проекта и потерять внимание к гемба.
- Согласно методы шести сигм “зеленые” или “черные” пояса находятся в организации на особом положении. Хотя такие сотрудники весьма хороши в анализе, они далеко не всегда имеют надлежащее представление о процессе, который совершенствуют.
- “Черные пояса” слишком часто действуют по своему усмотрению и превращают работу в инженерно-технический проект, почти не привлекая к участию других сотрудников.
- Среди непосредственных исполнителей работы часто так и не находится “хозяин”, в результате рекомендуемые изменения не выдерживают испытания временем.
- Программа шести сигм не имеет философской основы, кроме принципа найти, измерить, устранить вариацию и сэкономить побольше денег.
Такой подход — найти, измерить, проанализировать и исправить положение, чтобы сэкономить деньги, — часто ведет к локальному кайдзен и порой серьезно противоречит принципам бережливого производства. Далее приводятся примеры проектов, которые обеспечили снижение издержек на единицу продукции, но при этом отдалили организацию от бережливого производства и в конечном итоге привели к повышению общих затрат:
- Снижение времени переналадки, декларирование экономии трудозатрат при увеличении партии продукции вместо ее уменьшения.
- Снижение затрат на транспортировку за счет отправки полных грузовиков при сокращении частоты поставок и повышения уровня запасов на производстве.
- Сокращение рабочей силы за счет того, что перемещение материалов и переналадка поручены операторам ячейки. В результате нагрузка на рабочих, занятых добавлением ценности, возросла за счет работы, не добавляющей ценности.
Метод “бережливое производство + шесть сигм” обещает взять из обеих систем все самое лучшее, однако бережливая составляющая нередко интерпретируется узко и сводится к техническим инструментам, например созданию ячеек или описанию стандартизированной работы. Как результат — локальный кайдзен, который использует и инструменты бережливого производства и инструменты шести сигм. Суть заключается в том, что при применении практики Lean SixSigma, не должны улучшается а отдельные процессы, а другие — “страдать”, эти инструменты должны давать общий положительный эффект от внедрения изменений.
Инструменты Шесть Сигм
- Инструменты для улучшения производительности, качества и сокращения затрат:
- DMAIC
- DMAIC Кайдзен
- Инструменты для работы с идеями:
- Мозговой штурм
- Диаграмма сходства (Аффинити диаграмма)
- Метод множественного голосования (Multivoting)
- Инструменты картирования потока создания ценности:
- Карта процесса; карта шагов, добавляющих/ не добавляющих ценность и т.д.
- SIPOC диаграмма
- Swim lane диаграммы
- Диаграмма Spaghetti
- Голос клиента (Voice of Customer)
- Инструменты для сбора данных: чек-лист, лот-травел, MSA и т.д.
- Инструменты описательной статистики, например Гистограмма
- Анализ вариации, например Контрольные карты
- Определение и анализ коренных причин:
- Инструменты для сокращения времени цикла и устранения элементов, не добавляющих стоимость:
- Тестирование решений, например инструмент FMEA