Методика анализа с помощью “5 почему”

Неотъемлемой частью кайдзен является знаменитый анализ методом пяти “почему”. Инструмент “5 почему” — это, техника, используемая для анализа причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Данная методика позволяет обнаружить не источник проблемы, а именно первопричину. Задавая вопрос “почему” пять раз вы последовательно приближаетесь к первоисточнику проблемы. 

Сакити Тоеда, японский промышленник, изобретатель и основатель Toy­ota Indus­tries, разработал методику “5 почему” в 1930 годах. Широкую популярность методика обрела в 1970 годах и до сих пор используется во многих компаниях для анализа первопричин различных проблем. 

Алгоритм методики “5 WHY”

5 почему

Порядок выполнения анализа “5 почему”

  1. Сформировать команду. Участники анализы должны быть знакомы с самой проблемой и с деталями проблемы. Это могут быть также лица, обнаружившие проблему. Необходимо определить лидера команды, который будет вести обсуждение и нести ответственность за принятые решения.
  2. Разъяснить проблему и дать ей четкую формулировку, понятную всем членам команды.
  3. Спросить “почему” как минимум на 5 уровней. На первый взгляд это кажется довольно простым занятием, однако может вызывать некоторые сложности. Иногда применяется широкополосный анализ. Такой анализ предполагает задавать вопрос “почему” еще пять раз на каждом уровне.
  4. Определить корневую причину и установить меры или действия, необходимые для устранения первопричины. Такие меры должны исключать повторение проблемы в будущем. 
  5. Контролировать предпринятые меры до тех пор, пока не будет достоверно известно, что причина проблемы устранена. При необходимости, анализ “5 почему” можно повторить. 

Пример анализа с помощью “5 почему”

Исследование с помощью пяти “почему” представлена на рисунке ниже. Проблема — масло на полу в цехе. Вытереть масло — это лишь временная мера. Ремонт станка — мера, которая рассчитана на более продолжительный срок, однако сальник износится вновь и на полу снова появится масло. Изменение технических условий на сальник может решить проблему в отношении данного вида сальников, но мы по-прежнему не справились с ее первопричиной. Приобретение других деталей (некачественных) по более низкой цене будет продолжаться и дальше, поскольку агенты по снабжению исходят из соображений краткосрочного снижения себестоимости. Лишь решив организационную проблему с помощью системы вознаграждений для агентов по снабжению, мы сможем предотвратить возникновение целого ряда подобных проблем в будущем.

5 почему

Преимущества использования методики “5 почему”:

  • Простота использования и доступность. Понятно всем и не требует колоссальных затрат ресурсов, но при этом очень эффективная методика.
  • Методика позволяет определить не источник проблемы, а именно первопричину. Что в свою очередь помогает принять не временные меры устранения, а именно контрмеры — направленные на устранение коренной причины и исключение возможности появления проблемы в будущем.
  • Методика помогает также анализировать взаимосвязь между различными первопричинами причинами. 

Семь видов потерь на производстве и инструменты для устранения потерь

Система 5S и визуальный контроль в бережливом производстве

Концепция Канбан и система вытягивания на производстве

14 принципов менеджмента Тойота

Что такое поток единичных изделий и его отличие от массового производства

Разработка и внедрение карты потока создания ценности

Кайдзен — инструмент  непрерывного улучшения. Как внедрить кайдзен?

Стандартизация процессов и процедур

Генти генбуцу — концепция личного участия

Пока-ёкэ — метод предупреждения ошибок

Дзидока

Андон — устройство визуального контроля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.