Методика анализа с помощью “5 почему”
Неотъемлемой частью кайдзен является знаменитый анализ методом пяти “почему”. Инструмент “5 почему” — это, техника, используемая для анализа причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Данная методика позволяет обнаружить не источник проблемы, а именно первопричину. Задавая вопрос “почему” пять раз вы последовательно приближаетесь к первоисточнику проблемы.
Сакити Тоеда, японский промышленник, изобретатель и основатель Toyota Industries, разработал методику “5 почему” в 1930 годах. Широкую популярность методика обрела в 1970 годах и до сих пор используется во многих компаниях для анализа первопричин различных проблем.
Алгоритм методики “5 WHY”

Порядок выполнения анализа “5 почему”
- Сформировать команду. Участники анализы должны быть знакомы с самой проблемой и с деталями проблемы. Это могут быть также лица, обнаружившие проблему. Необходимо определить лидера команды, который будет вести обсуждение и нести ответственность за принятые решения.
- Разъяснить проблему и дать ей четкую формулировку, понятную всем членам команды.
- Спросить “почему” как минимум на 5 уровней. На первый взгляд это кажется довольно простым занятием, однако может вызывать некоторые сложности. Иногда применяется широкополосный анализ. Такой анализ предполагает задавать вопрос “почему” еще пять раз на каждом уровне.
- Определить корневую причину и установить меры или действия, необходимые для устранения первопричины. Такие меры должны исключать повторение проблемы в будущем.
- Контролировать предпринятые меры до тех пор, пока не будет достоверно известно, что причина проблемы устранена. При необходимости, анализ “5 почему” можно повторить.
Пример анализа с помощью “5 почему”
Исследование с помощью пяти “почему” представлена на рисунке ниже. Проблема — масло на полу в цехе. Вытереть масло — это лишь временная мера. Ремонт станка — мера, которая рассчитана на более продолжительный срок, однако сальник износится вновь и на полу снова появится масло. Изменение технических условий на сальник может решить проблему в отношении данного вида сальников, но мы по-прежнему не справились с ее первопричиной. Приобретение других деталей (некачественных) по более низкой цене будет продолжаться и дальше, поскольку агенты по снабжению исходят из соображений краткосрочного снижения себестоимости. Лишь решив организационную проблему с помощью системы вознаграждений для агентов по снабжению, мы сможем предотвратить возникновение целого ряда подобных проблем в будущем.

Преимущества использования методики “5 почему”:
- Простота использования и доступность. Понятно всем и не требует колоссальных затрат ресурсов, но при этом очень эффективная методика.
- Методика позволяет определить не источник проблемы, а именно первопричину. Что в свою очередь помогает принять не временные меры устранения, а именно контрмеры — направленные на устранение коренной причины и исключение возможности появления проблемы в будущем.
- Методика помогает также анализировать взаимосвязь между различными первопричинами причинами.
Семь видов потерь на производстве и инструменты для устранения потерь
Система 5S и визуальный контроль в бережливом производстве
Концепция Канбан и система вытягивания на производстве
14 принципов менеджмента Тойота
Что такое поток единичных изделий и его отличие от массового производства
Разработка и внедрение карты потока создания ценности
Кайдзен — инструмент непрерывного улучшения. Как внедрить кайдзен?
Стандартизация процессов и процедур
Генти генбуцу — концепция личного участия