DMAIC — инструмент Six Sigma для решения проблем любого бизнеса

DMAIC — это структурированный инструмент Six Sig­ma, широко используемый для решения проблем в любом бизнесе. Слово “DMAIC” обозначает 5 этапов решения проблемы: Define (определение), Mea­sure (измерение), Ana­lyze (анализ), Improve (улучшение), Con­trol (контроль). Каждый из этих этапов включает в себя отдельные инструменты, используемые для комплексного подхода к решению проблемы. 

Когда необходимо использовать методологию DMAIC?

Методология DMAIC наиболее релевантная в использовании в пределах определенных границ, таких как продукт, процесс, сервис или услуга. При этом данная методология применима к решению абсолютно любых проблем, начиная от проблем с кадрами и заканчивая проблемами с качеством продукции. Более того, инструмент DMAIC применим для любой отрасли, как для здравоохранения, так и для банковского сектора. 

Основной особенностью этого инструмента является то, что он позволяет найти постоянное решение проблемы в долгосрочной перспективе. Однако, хотя структура этой методологии и применима во всех сферах деятельности, но в практическом исполнении довольна сложна. Поэтому следует учитывать ресурсозатраты, которые потребуются для решения проблемы с помощью данного инструмента. 

Критерии проблемы, при которых без DMAIC не обойтись

  1. Когда проблема достаточно сложная. В сложных проблемах причины и решения не очевидны. Для того, чтобы понять корень проблемы, могу понадобится мнения и опыт специалистов из различных подразделений. Также, потребуется большое количество всевозможных данных, прежде чем обнаружатся закономерности, которые приведут к корню проблемы. 
  2. Когда риски внедряемых решений крайне высоки. Ключевым моментом инстрeмента DMAIC является разработка, тестирование и уточнение решения до того, как оно будет внедрено. Таким образом, следует использовать данный инструмент, когда риски предельно высоки, даже если считается, что решение проблемы очевидно. Однако, если вы столкнулись с очевидной проблемой, риски решения которой несущественны — внедряйте это решение, предварительно проведя его оценку. 

Структура DMAIC

DMAIC

Алгоритм выполнения DMAIC

DEFINE (определение)

  1. Выявить и уточнить проблему и цели проекта. Какая проблема? Какие цели преследуются при решении проблемы? Что надо получить на выходе проекта?
  2. Определить потребность клиента/бизнеса. Имеется ввиду, что решение данной проблемы необходимо для бизнеса или клиента. Каковы потребности бизнеса/клиента?
  3. Определить финансовые преимущества (если применимо). Каких финансовых результатов можно добиться при решении исследуемой проблемы?
  4. Уточнить границы проекта. Исследуется только данная проблема, а не другие. 
  5. Уточнить процесс “как есть”. Задокументировать процесс в настоящем исполнении.
  6. Определить команду проекта. Участники проекта и их роли в проекте.
  7. Уточнить план проекта. Бюджет, график, сроки, последовательность. 
  8. Уставить критерии выполнения данного этапа. Каким образом вы поймете, что данный этап полностью выполнен?

Советы:

  • Если выполнение этапа Define занимает более двух рабочих дней — значит границы проекта слишком размыты.
  • Убедитесь в том, что команда хорошо сбалансирована. То есть в ней должны быть задействованы специалисты с разных иерархий: как высшее руководство, так и узкопрофильные специалисты. 

MEASURE (измерение)

  1. Детализировать область исследования проблемы. В идеале составить карту потока создания ценности; добавить дефекты, время и другие данные процесса. 
  2. Определить входные или выходные данные, в том числе показатели результативности. Собрать данные, которые имеют отношение к целям проекта.
  3. Определить необходимые данные и их источники. Что является источником данных?
  4. Провести сбор данных.
  5. Установить критерии выполнения данного этапа.

ANALYZE (анализ)

  • Определить потенциальные причины проблемы. Для этого рекомендуется использовать такие инструменты как “мозговой штурм”, FMEA, С&Е — диаграмму и т.д.
  • Сократить/уточнить возможные причины проблемы;
  • Подтвердить взаимосвязь причины и выходных данных;
  • Определить приоритет коренных проблем;
  • Установить критерии выполнения данного этапа. 

IMPROVE (улучшение)

  • Разработать потенциальные решения. Используя подтвержденные в предыдущем шаге причинно-следственную связь, разработайте спектр возможных решений.
  • Оценить и выбрать наилучшее решение. Наиболее результативное решение можно определить путем эксперимента.
  • Разработать процесс “как должно быть”. Нарисуйте процесс, как он должен выглядеть с внедренным решением. 
  • Разработать план внедрения. Проработать поэтапный план внедрения результативного решения проблемы.
  • Установить критерии выполнения данного этапа. 

CONTROL (контроль)

Пример использования DMAIC

Пример: Повышение уровня выхода годной продукции на производстве

DEFINE: Определить конкретный продукт (артикул/номенклатура), зону производства (операция, линия или машина), цель исследования (повышения уровня выхода годной продукции/Yeld).

MEASURE: Определить четкие метрики дли измерения. Например, время работы оборудования при полном отсутствии ошибок и показатель выхода годной продукции FPY. Определить четкую цель, в данном случае целью будет повышение уровня выхода годной продукции (не производительности).

ANALYZE: Проанализировать потенциальные причины проблемы с помощью различных инструментов анализа первопричин. Например, на выход годной продукции может влиять некорректная калибровка датчика положения. 

IMPROVE: Определить и принять контрмеры для устранения выявленных коренных причин. Например, провести калибровку датчика или заменить на новый датчик. 

CONTROL: Проконтролировать, что выход годной продукции увеличился (с помощью установленных KPI’S). Стандартизировать процесс — например, внести необходимое описание (изменений или способ контроля процесса) в рабочие инструкции. Возложить ответственность за контроль процесса.


Канал Qual­i­ty­Busi­ness на Яндекс.Дзен


KEY PERFORMANCE INDICATORS

LEAN PRODUCTION

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM