DMAIC — инструмент Six Sigma для решения проблем любого бизнеса
DMAIC — это структурированный инструмент Six Sigma, широко используемый для решения проблем в любом бизнесе. Слово “DMAIC” обозначает 5 этапов решения проблемы: Define (определение), Measure (измерение), Analyze (анализ), Improve (улучшение), Control (контроль). Каждый из этих этапов включает в себя отдельные инструменты, используемые для комплексного подхода к решению проблемы.
Когда необходимо использовать методологию DMAIC?
Методология DMAIC наиболее релевантная в использовании в пределах определенных границ, таких как продукт, процесс, сервис или услуга. При этом данная методология применима к решению абсолютно любых проблем, начиная от проблем с кадрами и заканчивая проблемами с качеством продукции. Более того, инструмент DMAIC применим для любой отрасли, как для здравоохранения, так и для банковского сектора.
Основной особенностью этого инструмента является то, что он позволяет найти постоянное решение проблемы в долгосрочной перспективе. Однако, хотя структура этой методологии и применима во всех сферах деятельности, но в практическом исполнении довольна сложна. Поэтому следует учитывать ресурсозатраты, которые потребуются для решения проблемы с помощью данного инструмента.
Критерии проблемы, при которых без DMAIC не обойтись
- Когда проблема достаточно сложная. В сложных проблемах причины и решения не очевидны. Для того, чтобы понять корень проблемы, могу понадобится мнения и опыт специалистов из различных подразделений. Также, потребуется большое количество всевозможных данных, прежде чем обнаружатся закономерности, которые приведут к корню проблемы.
- Когда риски внедряемых решений крайне высоки. Ключевым моментом инстрeмента DMAIC является разработка, тестирование и уточнение решения до того, как оно будет внедрено. Таким образом, следует использовать данный инструмент, когда риски предельно высоки, даже если считается, что решение проблемы очевидно. Однако, если вы столкнулись с очевидной проблемой, риски решения которой несущественны — внедряйте это решение, предварительно проведя его оценку.
Структура DMAIC

Алгоритм выполнения DMAIC
DEFINE (определение)
- Выявить и уточнить проблему и цели проекта. Какая проблема? Какие цели преследуются при решении проблемы? Что надо получить на выходе проекта?
- Определить потребность клиента/бизнеса. Имеется ввиду, что решение данной проблемы необходимо для бизнеса или клиента. Каковы потребности бизнеса/клиента?
- Определить финансовые преимущества (если применимо). Каких финансовых результатов можно добиться при решении исследуемой проблемы?
- Уточнить границы проекта. Исследуется только данная проблема, а не другие.
- Уточнить процесс “как есть”. Задокументировать процесс в настоящем исполнении.
- Определить команду проекта. Участники проекта и их роли в проекте.
- Уточнить план проекта. Бюджет, график, сроки, последовательность.
- Уставить критерии выполнения данного этапа. Каким образом вы поймете, что данный этап полностью выполнен?
Советы:
- Если выполнение этапа Define занимает более двух рабочих дней — значит границы проекта слишком размыты.
- Убедитесь в том, что команда хорошо сбалансирована. То есть в ней должны быть задействованы специалисты с разных иерархий: как высшее руководство, так и узкопрофильные специалисты.
MEASURE (измерение)
- Детализировать область исследования проблемы. В идеале составить карту потока создания ценности; добавить дефекты, время и другие данные процесса.
- Определить входные или выходные данные, в том числе показатели результативности. Собрать данные, которые имеют отношение к целям проекта.
- Определить необходимые данные и их источники. Что является источником данных?
- Провести сбор данных.
- Установить критерии выполнения данного этапа.
ANALYZE (анализ)
- Определить потенциальные причины проблемы. Для этого рекомендуется использовать такие инструменты как “мозговой штурм”, FMEA, С&Е — диаграмму и т.д.
- Сократить/уточнить возможные причины проблемы;
- Подтвердить взаимосвязь причины и выходных данных;
- Определить приоритет коренных проблем;
- Установить критерии выполнения данного этапа.
IMPROVE (улучшение)
- Разработать потенциальные решения. Используя подтвержденные в предыдущем шаге причинно-следственную связь, разработайте спектр возможных решений.
- Оценить и выбрать наилучшее решение. Наиболее результативное решение можно определить путем эксперимента.
- Разработать процесс “как должно быть”. Нарисуйте процесс, как он должен выглядеть с внедренным решением.
- Разработать план внедрения. Проработать поэтапный план внедрения результативного решения проблемы.
- Установить критерии выполнения данного этапа.
CONTROL (контроль)
- Внедрить решение и уточнить показатели результативности;
- Стандартизировать решения;
- Провести обучение;
- Назначить ответственного за мониторинг результатов;
- Установить критерии выполнения данного этапа.
Пример использования DMAIC
Пример: Повышение уровня выхода годной продукции на производстве
DEFINE: Определить конкретный продукт (артикул/номенклатура), зону производства (операция, линия или машина), цель исследования (повышения уровня выхода годной продукции/Yeld).
MEASURE: Определить четкие метрики дли измерения. Например, время работы оборудования при полном отсутствии ошибок и показатель выхода годной продукции FPY. Определить четкую цель, в данном случае целью будет повышение уровня выхода годной продукции (не производительности).
ANALYZE: Проанализировать потенциальные причины проблемы с помощью различных инструментов анализа первопричин. Например, на выход годной продукции может влиять некорректная калибровка датчика положения.
IMPROVE: Определить и принять контрмеры для устранения выявленных коренных причин. Например, провести калибровку датчика или заменить на новый датчик.
CONTROL: Проконтролировать, что выход годной продукции увеличился (с помощью установленных KPI’S). Стандартизировать процесс — например, внести необходимое описание (изменений или способ контроля процесса) в рабочие инструкции. Возложить ответственность за контроль процесса.
Канал QualityBusiness на Яндекс.Дзен